16+
Четверг, 21 ноября 2024
  • BRENT $ 73.66 / ₽ 7382
  • RTS811.02
19 ноября 2024, 06:30 Общество

Книжные магазины проигрывают онлайн-площадкам

Книжный «Библио-Глобус» может съехать с магазина на Лубянке

Лента новостей

На книжном рынке обеспокоены: все больше офлайн-магазинов не выдерживают конкуренцию с маркетплейсами. Почему возникла такая ситуация и чего ожидать в будущем?

Фото: Кузьмичёнок Василий/Агентство «Москва»

Обновлено в 11:04

Культовый книжный «Библио-Глобус» может покинуть свои помещения в центре Москвы, пишет «РИА Недвижимость» со ссылкой на консалтинговую компанию Core.XP. Среди причин называется как высокая стоимость аренды, так и увеличение доли онлайн-продаж.

Официально о своем намерении съезжать «Библио-Глобус» не сообщал. Ранее в СМИ прошла информация, что на ЦИАН опубликовали объявление о сдаче помещений компании в аренду. Впрочем, сейчас его сняли с публикации. Business FM отправила запрос в «Библио-Глобус». В компании ответили, что магазин не планирует менять место дислокации и работает в штатном режиме. При этом рассматривается сдача отдельных площадей в субаренду из-за экономических причин.

В интернет-магазине компании при этом регулярно проходят акции на книги, к тому же действует постоянная скидка при самовывозе, поэтому купить онлайн становится выгоднее. За последние два года стоимость книг ощутимо выросла. В 2022-м — на 15-20%, потом еще примерно на 8%, и замедления не прогнозируется. По данным Минцифры, в 2023 году больше половины от всего объема продаж книг пришлось на онлайн-площадки.

Как отмечает президент Ассоциации книгораспространителей, главный редактор журнала «Книжная индустрия» Светлана Зорина, магазины сокращают обороты вместе с падением офлайн-продаж — в денежном выражении и в экземплярах:

Светлана Зорина президент Ассоциации книгораспространителей, главный редактор журнала «Книжная индустрия» «За полугодие цена книги поднялась примерно на 5-7%. По итогам года, наверное, будет 10-12%. Но это обоснованный рост цен, который вызван ростом стоимости типографских расходов на бумагу, материалы. Прежде всего теряют маржинальность книжные магазины, потому что, помимо целого ряда текущих затрат, возрастают затраты на аренду, возрастают налоги. К сожалению, динамика закрытий превосходит предыдущий год. В прошлом году закрылись 86 книжных магазинов, совсем скоро мы объявим данные по текущему году, динамика стала выше. И еще очень многие магазины и книжные сети объявили о планах по закрытию на 2025 год. Это очень тревожная ситуация».

В начале ноября книжная сеть «Читай город — Буквоед» сообщила, что снизит цены на новинки в офлайне на 17-20% относительно стоимости 2023 года. Об этом компания договорилась с издательским холдингом «Эксмо-АСТ» и группой «Альпина», писали «Ведомости». Такое решение было вызвано необходимостью приблизиться к ценам на маркетплейсах, которые, в отличие от книжных магазинов, могут самостоятельно устанавливать большие скидки и не всегда согласовывать их с продавцом. Особенно это чувствуется в период ноябрьских распродаж.

Продолжает совладелец «Подписных изданий» Михаил Иванов:

Михаил Иванов совладелец «Подписных изданий» «В 2025 году, наверное, нас ждет череда закрытий региональных сетей, которые тоже уже, к сожалению, на ладан дышат. Если раньше было соотношение 60% на 40% в пользу традиционной розницы, сейчас уже 65% — это онлайн-торговля, 35% — это традиционная розница. С каждым годом преимущество маркетплейсов увеличивается. Опять же, потому что абсолютно нет никакого регулирования. Маркетплейсы делают что хотят, опускают цены как хотят, издательства никаким образом этому не препятствуют. Сейчас, для того чтобы розничный магазин мог соответствовать ценам маркетплейсов, он должен торговать в ноль. И доходит до смешного: люди приходят в книжные магазины, выбирают классные книги, тут же кладут их с телефона себе в корзину и на следующий день получают с маркетплейса на 30% дешевле. Вот в чем несправедливость этого подхода. И опять же есть определенные проблемы с правами, за которые сейчас достаточно сложно платить, особенно если это права из так называемых недружественных стран».

А еще на маркетплейсах, в отличие от официальных книжных, могут продавать контрафакт. На это жалуются в Ассоциации книгораспространителей. Это зарубежные новинки, например, Стивена Кинга или Джоан Роулинг, которые запретили публиковать себя в России. Но нашлись предприимчивые продавцы, которые самостоятельно перевели их работы. Заказать такие книги можно примерно за 1-2 тысячи рублей. Но, судя по отзывам, перевод некачественный и, вероятно, только с помощью нейросетей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию