16+
Четверг, 9 мая 2024
  • BRENT $ 83.77 / ₽ 7692
  • RTS1176.30
17 мая 2010, 18:16 КриминалПраво

СКП прекратил дело Игоря Линшица

Лента новостей

Следственный комитет при прокуратуре России прекратил уголовное дело в отношении бывшего президента концерна «Нефтяной» Игоря Линшица. Его обвиняли в незаконной банковской деятельности. Прекращение дела связано с недавними изменениями в законодательстве

Игорь Линшиц. Фото: ИТАР-ТАСС
Игорь Линшиц. Фото: ИТАР-ТАСС

Следственный комитет при прокуратуре России прекратил уголовное дело в отношении бывшего президента концерна «Нефтяной» Игоря Линшица. Его обвиняли в незаконной банковской деятельности. Прекращение дела связано с недавними изменениями в законодательстве, которые декриминализировали вмененное бизнесмену преступление. Заочный арест Линшица отменен. Его фамилия исключена из международной базы данных Интерпола. Межу тем, шестеро осужденных по тому же делу топ-менеджеров банка «Нефтяной» уже провели за решеткой от 3,5 до 5 лет. Требовать сатисфакции от государства они не могут.

Как рассказал BFM.ru адвокат Игоря Линшица Александр Аснис, недавно он получил по почте уведомление о том, что уголовное дело в отношении его клиента прекращено. Постановление СКП, датированное 29 апреля, содержало формулировку: «за отсутствием в действиях состава преступления».

Дело в отношении Игоря Линшица было возбуждено Генпрокуратурой в феврале 2005 года. Ему инкриминировали незаконную банковскую деятельность (часть 2 статьи 172 УК) и отмывание денег, полученных в результате преступления (часть 4 статьи 174-1 УК).

В марте 2006 года Басманный суд заочно выдал санкцию на арест Линшица. По версии следствия, он являлся руководителем преступной группы, в которую входили председатель правления банка «Нефтяной» Яна Макарова, ее заместители Андрей Салимов, Станислав Прасолов и Марина Борисова, а также начальница одного из отделов Вера Гаврилова и бывший главбух банка Наталия Фролова.

Миллиарды «отмытых» денег

В 2007 году Генпрокуратура обнародовала информацию о том, что поводом к возбуждению дела послужили материалы Росфинмониторинга о возможном проведении в «Нефтяном» банковских операций, имеющих признаки отмывания многомиллиардных сумм. Доходы обвиняемых, как указывало следствие, превышали сотни миллионов рублей. Только в 2002-2003 годах при совершении незаконных банковских операций через подставные фирмы было перечислено более 400 млрд рублей и $300 млн, обналичено 12,5 млрд рублей, сообщили в прокуратуре, а обвиняемыми был получен доход в размере 163 млн рублей в виде процентов и комиссий, из которых свыше 144 млн рублей легализовано.

Впрочем, значительная часть этой информации не подтвердилась. Топ-менеджеров в итоге обвинили в причинении государству ущерба на сумму 32 млн рублей.

К тому времени Игорь Линшиц успел перебраться в Европу, и его дело выделили в отдельное производство.

Шестеро же руководителей банка предстали перед судом. Четверо из них находились под стражей. Следствие вменяло им в вину нарушение ряда федеральных законов, в том числе «О валютном регулировании» и «О бухгалтерском учете», а также ряда нормативных требований банка. По версии обвинения, незаконная банковская деятельность выразилась в том, что по фиктивным документам коммерческих фирм банкиры открывали рублевые и валютные счета различным физическим и юридическим лицам. В банке велась «черная» бухгалтерия и осуществлялись незаконные операции по кассовому обслуживанию.

Клиентами «Нефтяного» было не менее десятка подставных фирм, которым выдавались многомиллиардные рублевые кредиты под различную деятельность, гласило обвинение.

Правда, в пользу кого совершались все эти махинации, прокуратура установить не смогла. Однако констатировала, что у банкиров имелся свой интерес. Они получали проценты и комиссии за оказанные услуги. За счет фиктивных сделок занижался размер налогооблагаемой прибыли. В результате государству был причинен ущерба на сумму 32 242 079 рублей в виде недоплаченных налогов. По данным обвинения, всего в 1999-2004 годах в результате незаконной банковской деятельности подсудимые извлекли незаконный доход в размере 163,15 млн рублей, а в 2001—2003 годах отмыли денежных средства на ту же сумму.

Дело в отношении Игоря Линшица было возбуждено в 2005 г. Фото: РИА Новости

Линшиц заплатил трижды

Подсудимые свою вину отрицали. А их адвокаты заявили, что вмененный их подзащитным ущерб был полностью возмещен еще до передачи дела в суд Игорем Линшицем. Последний перечислил эту сумму на счет Генпрокуратуры. Более того, до этого он выплачивал ее уже дважды. В первый раз 32 млн были списаны по требованию налоговой инспекции, а второй раз — по решению арбитражного суда.

Тем не менее, Таганский суд Москвы 1 ноября 2008 года признал всех виновными и приговорил к срокам лишения свободы от 3,5 до 5 лет. Находившихся под подпиской о невыезде Яну Макарову и Марину Борисову арестовали в зале суда.

По словам Александра Асниса, решение следствия о прекращении дела в отношении Игоря Линшица основано на вступивших в силу 7 апреля этого года поправках в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, смягчающих ответственность за экономические преступления. «Согласно новой редакции закона, действия, которые следствие инкриминировало моему подзащитному, теперь не считаются преступными», — сказал защитник.

Аснис отметил, что старая редакция статьи 172 УК (незаконная банковская деятельность) содержала «неопределенные формулировки, не соответствовавшие банковскому законодательству». «Они позволяли расширительно толковать эту норму закона», — говорит защитник. Теперь эти противоречия устранены. Что же касается другой вмененной Линшицу статьи «легализация», то она шла в привязке к первой статье, и также отпала.

Вернется ли теперь Линшиц в Россию, адвокату неизвестно.

Борис Немцов: «Обычная история»

Не знает этого и друживший с Линшицом один из основателей СПС Борис Немцов. В 2004-2005 годах политик занимал должность председателя совета директоров концерна «Нефтяной». Однако ушел с должности, пояснив, что хочет «исключить всякие политические риски в бизнесе» своего друга Линшица.

Немцов до сих пор уверен, что в деле банкира имелась «политическая составляющая». «Был написан анонимный донос на имя Путина о том, что мы якобы финансируем избирательную компанию Михаила Касьянова (тогдашний премьер-министр — BFM.ru). Я лично видел эту бумагу», — рассказал BFM.ru политик. По его словам, после этого «была дана команда уничтожить бизнес Линшица». «Теперь решение СКП подтвердило, что никакого состава преступления в его действиях не было, а бизнес уничтожен. Обычная история», — заключил Немцов.

Без права на компенсацию

Что же касается топ-менеджеров банка, то большинство из них уже отсидело назначенные сроки и условно-досрочно вышло на свободу. Яна Макарова, мать маленьких детей, получила отсрочку исполнения приговора сроком на 10 лет. В колонии остается только Марина Борисова. По сведениям адвоката Станислава Прасолова Алексея Цаплина, в настоящее время адвокаты Макаровой обратились в суд с ходатайством о прекращении дела и освобождении их клиентки. «Мы также подали обращение в Верховный суд России для того, чтобы в надзорном порядке снять судимость с Прасолова», — сказал защитник. «Быть оправданным, пусть и по нереабилитирующим основаниям, лучше, чем не быть оправданным вообще», — объяснил свои действия Цаплин. По его словам, прекращение судимости в связи с изменением законодательства не является реабилитирующим основанием. Поэтому осужденные не смогут требовать у государства компенсации.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию