16+
Воскресенье, 19 мая 2024
  • BRENT $ 84.00 / ₽ 7643
  • RTS1211.87
11 декабря 2023, 21:39 Право

Код ОКВЭД для блогеров: за и против

Лента новостей

Депутаты Госдумы хотят проработать вопрос о создании отдельного кода для блогеров в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Инициатива объясняется тем, что аудитория многих блогеров превышает аудиторию СМИ, но их деятельность не регулируется законом

Фото: Alamy/Reuters

Вице-спикер Госдумы Петр Толстой заявил: деятельность блогеров должна получить свой код в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Его главный аргумент — у многих блогеров количество подписчиков и аудитория больше, чем у традиционных СМИ. Но если у последних есть ответственность за распространяемую информацию, то у владельцев блогов таких обязательств нет.

К блогерам за последний год подбираются все ближе. Операторы рекламных данных, через которых блогеры получали маркеры для своей рекламы, с сентября стали брать деньги за свою работу. Роскомнадзор выписывает штрафы за отсутствие маркировки рекламных постов в сети, а ранее выступил за маркировку рекламы в заблокированной соцсети Instagram, принадлежащей Meta, которая запрещена и признана в России экстремистской. Теперь вот код ОКВЭД.

Эта тема обсуждается с весны. В августе Минцифры и Росстандарт поддержали идею. Необходимость меры объяснили тем, что это давно стало профессией, приносящей высокие доходы.

У блогера Wylsacom Валентина Петухова и его команды давно есть код ОКВЭД — «Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ». Он думает, что новый код глобально ничего не изменит:

Валентин ПетуховВалентин Петухов блогер, основатель ютьюб-канала Wylsacom «Наверное, поможет начинающим блогерам. Те, кто при регистрации какого-нибудь юридического лица или каких-то таких историй задавался вопросом: а что же я делаю? — и искал смежные какие-то коды, чтобы понимать, как это все регулировать, теперь смогут выбрать один понятный, и все будет сильно проще, но как будто бы очень странная инициатива. Я все еще не понимаю конечной цели подобных мероприятий, то есть все, что я слышал по поводу изменения в законодательстве в том или ином виде, касающемся блогеров, это никак, кроме как закручиванием гаек не назвать. Принимаются законы о рекламе, которые сильно влияют в том числе на деятельность блогеров, но дополнительной какой-то пользы, на мой взгляд, в данном моменте не несут. Может быть, мы не видим всей картины, поэтому и складывается такое впечатление».

С другой стороны, необходимость как-то урегулировать рынок блогеров понятна. Основная проблема для государства — непредсказуемость поведения инфлюенсеров. У них самих тоже нет выбора: в любом случае приходится выходить из серой зоны. Те, кто на этом рынке реально зарабатывают, подстроятся, правда, доходы могут упасть. Но в этой инициативе можно найти и плюсы, считает основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door Алексей Пак:

Алексей Пак основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door «Преимущество для блогеров в том, что под эти ОКВЭД, если ты блогер, может быть, выведут новые линии грантов, субсидии. Можно будет выигрывать какие-то конкурсы. Минусы — то, что, скорее всего, при такой истории блогеров будут наказывать по всей строгости закона, так же, как, условно говоря, это делают со СМИ, но только немножко в другом порядке. Будут, наверное, делать послабления, так как это физические лица. У меня самого больше двух лет назад в рамках своего агентства появлялись мысли, что для блогеров можно отдельные ОКВЭД проводить. Нам как агентству и как агентам этих блогеров всегда приходилось тяжело защищаться от налоговой, других органов. Когда проводятся платежи, проводятся договоры, у тебя огромное количество физических лиц, например, в договорах, — налоговая считает, что ты занимаешься обналом, и тебе приходится доказывать, что нет, я просто работаю с блогерами, а блогеры просто как предприниматели, самозанятые. У них деятельность типа видеопродакшен. Но это не является до конца реальностью, потому что он все-таки блогер, это немножко другая деятельность, и вот тут постоянно приходилось с этим заморачиваться».

Опрошенные Business FM игроки рынка говорят: в дальнейшем плюсов от возможного введения кода ОКВЭД наверняка будет больше. Только кнутом стимулировать «обеляться» невозможно, придется давать и какие-то пряники.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию