Marks & Spencer перестанет указывать срок годности на упаковках молока
Лента новостей
На упаковках молока британская сеть универмагов начнет писать фразу best before — «в лучшем виде до». Этот продукт входит в тройку самых выбрасываемых в Великобритании, и нововведение призвано изменить эту ситуацию. Подойдет ли подобная идея для России?
Британская сеть универмагов Marks & Spencer не будет указывать срок годности на упаковках молока, чтобы снизить объем продуктов, которые просто выбрасываются, пишет The Guardian. Вместо срока годности сеть будет помещать на упаковку более мягкую формулировку best before, что можно перевести на русский как «в лучшем виде до». Это, по сути, рекомендация и относится скорее к качеству продукта, чем к его пригодности для употребления в пищу. Ранее такую же инициативу в отношении молочных продуктов внедрили другие британские торговые сети, включая Morrisons и Co-Op.
Дело в том, что молоко входит в тройку самых часто выбрасываемых продуктов в Великобритании после картофеля и хлеба по данным благотворительной организации Wrap. В России молоко приходится выбрасывать самим торговым сетям, поскольку отечественный покупатель еще более требователен к сроку годности, говорит один из основателей производства «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» Владислав Чебурашкин:
Владислав Чебурашкин один из основателей производства «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» «Насколько я помню, во всем мире из холодильников выкидывается около трети всей пищевой продукции. Это никому не нравится, потому что это расточительство, плохое отношение к природе, к ресурсам и к человеческому труду. Поэтому на Западе давно говорят о том, чтобы более расслабленно относиться к срокам годности. Производители часто закладывают до 30% избыточного срока годности. Если [написано], что продукт может храниться месяц, то реально он может пролежать в нормальной температуре плюс треть к этому, а может быть, даже половину, потому что закладывается определенная прочность. Рекомендации наших западных коллег-производителей, именно сельхоза: если вы берете бутылку молока из холодильника, не обязательно смотреть на срок годности, можно посмотреть на цвет, консистенцию продукта, открыть, понюхать, может быть, сделать маленький глоток и, если оно нормальное, то употреблять, даже если срок годности недавно закончился. Такие рекомендации уже существовали лет пять-семь назад в США. В России ситуация еще более жесткая, потому что покупатель подходит к полке, смотрит, когда продукт сделан. Не когда истекает срок годности, а когда он сделан. Если у продукции срок годности две недели и одна неделя уже прошла, человек кладет бутылку молока обратно на полку и не покупает. Это не совсем правильно. Я думаю, возможно изменить систему маркировки и отношение к срокам годности, сделав их рекомендательными. Это поможет всей индустрии, отрасли сэкономить и будет хорошо и для экологии, для природы, и для людей. Но надо быть аккуратными с этим».
Российские потребители к такому радикальному шагу, как отказ от указания сроков годности, явно не готовы. На привыкание к информации о том, что производитель закладывает запас времени для годности продукта, может уйти не один год, считает генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова:
Марина Петрова генеральный директор Petrova 5 Consulting «Важно начать обсуждение этого вопроса в России. Но пока мы видим только ужесточение контроля. Введенная система «Честный знак» позволяет снимать продукт с продажи за сутки до окончания срока годности. Важный момент: российские потребители не готовы к такому повороту событий. Они долго живут в информационном поле, в котором им рассказывают о вреде молока, о массовых фальсификациях и о подходящих сроках годности. Должны быть более доверительные отношения между производителями и потребителями, нужно разъяснять, что производитель всегда закладывает дополнительный период времени по потреблению. Если потребитель жил в информационном поле, где ему говорили, что он должен внимательно смотреть за сроками годности, и ему дают информацию, что на самом деле продукт делается с запасом, ему к ней необходимо привыкнуть. Нужно развивать культуру потребления продуктов питания в целом, в том числе молочных продуктов».
В целом в России нет проблем с избыточным потреблением молочных продуктов. Скорее есть их недопотребление в 35-38%, говорят эксперты.