16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.54 / ₽ 8239
  • RTS1186.79
13 февраля 2023, 23:31 Политика

Чего Киев ожидает от девятой встречи в формате «Рамштайн»? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Киев, скорее всего, получит более дальнобойные ракетно-артиллерийские системы, новые средства ПВО и, возможно, обещание поставок российских самолетов, которые остались в странах Восточной Европы, отмечает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Во вторник, 14 февраля, на американской авиабазе в Рамштайне, Германия, собирается очередная встреча министров обороны стран-союзниц Украины. По итогам предыдущей встречи в январе союзники согласились поставить Киеву танки, в том числе американские M1 Abrams, немецкие Leopard 2 и британские Challenger 2. От новой встречи президент Украины Владимир Зеленский ждет прежде всего истребители. Получит ли он их?

Свои ожидания по самолетам озвучил и советник руководителя офиса президента Украины Михаил Подоляк. По его словам, этот вопрос в Рамштайне будет обсуждаться, как и поставки бронетехники и дальнобойных ракет. Ожидается, что союзники Киева могут объявить о точном количестве танков для Украины и сроках их предоставления. Ранее в разных источниках появлялась максимально возможная цифра в примерно 350 машин разных моделей, не считая нескольких сотен БМП и БТР.

Согласование (вопреки первоначальному скепсису ряда стран, в первую очередь, Германии) вопроса о поставках танков на предыдущей встрече в Рамштайне в конце января воодушевило президента Украины Зеленского. Он тотчас поставил вопрос о боевой авиации, чем вызвал даже определенное раздражение того же Берлина: мол, не успеешь дать одно, как тут же просят другое. Пока Германия заявляет, что речи о боевых самолетах нет.

Скептически настроен и президент Франции Эммануэль Макрон, с которым, как и с канцлером Олафом Шольцем, Зеленский встречался в ходе недавнего европейского турне: мол, надо сосредоточиться на тех вооружениях, которые можно быстро передать и сразу использовать, например, французские самоходные гаубицы Caesar и ЗРК средней дальности MAMBA.

Вашингтон, в свою очередь, не исключает поставки самолетов F-16 в будущем, но не сейчас. Нидерланды выражают готовность «рассмотреть заявку Киева».

А вот Польша, одна из наиболее решительных союзниц Украины, с поставками самолетов спешить не готова. По словам президента этой страны Анджея Дуды, в распоряжение польских ВВС сейчас, дескать, менее 50 боевых машин, и если Варшава пожертвует хотя бы небольшую часть из них, то ей самой почти ничего не останется.

На самом деле, речь о самолетах F-16 производства корпорации Lockheed Martin, которых у поляков 36 штук и которые, как считается, и нужны Украине. Всего же у ВВС Польши 91 ударный самолет, включая 23 истребителя-перехватчика МиГ-29 и 32 истребителя-бомбардировщика Су-22. В прошлом году Варшава вроде заводила разговор про возможность предоставить Киеву МиГи, встретив тогда возражения США, но сейчас почему-то их не упоминает.

Зато свои МиГ-29 готова предоставить Братислава, у Словакии таких 12 машин, они все равно стоят на приколе с лета 2022 года. Пять лет назад словаки заказали у США F-16 им на замену, но поставки ожидаются лишь в 2024 году. Тем не менее Словакия готова «оголить небо», хотя вряд ли ей что-то угрожает.

Дальше всех по вопросу поставок самолетов продвинулся Лондон, но тоже недалеко. С Зеленским премьер Риши Сунак договорился лишь о начале обучения украинских пилотов, намекая, что реальные поставки могут начаться уже после окончания боевых действий.

Перед началом конфликта, по данным разных источников, Украина имела около 120 боеспособных самолетов, в основном советских МиГ-29 и Су-27. Сейчас Киев заявляет о потребности примерно в 200 машин, чтобы, дескать, хоть как-то противостоять России, оценивая ее арсенал ВВС в пять или шесть раз больше. Первым номером в «списке пожеланий» как раз американские F-16, которые начали массово выпускать еще в 1970-х. Однако обучение пилотов на этих машинах требует нескольких месяцев, максимально три года. Для них нужна собственная сложная система техобслуживания, причем почти после каждого боевого вылета.

Многие выражают сомнение, что такие самолеты вообще можно использовать с тех аэродромов и взлетно-посадочных полос, которые остались у Украины, намекая, что для таких условий больше подошли бы шведские Gripen. Они проще, дешевле, предназначены для короткого взлета и преодоления короткой неровной взлетно-посадочной полосы. Такой самолет поставляется в универсальной компоновке вместе со всем необходимым комплектом, примерно как мебель IKEA. Однако шведы поставлять свои самолеты Украине не хотят.

Тем не менее с девятой встречи в Рамштайне Киев не должен уйти с пустыми руками. В качестве «утешения» он, скорее всего, получит более дальнобойные ракетно-артиллерийские системы, новые средства ПВО и, возможно, все-таки обещание поставок российских самолетов, которые еще остались в странах Восточной Европы, некоторые из которых их все равно собирались утилизировать.

Сами по себе столь скромные поставки авиации не могут переломить ход боевых действий, поэтому обсуждение будет продолжено и в конце концов может упереться в вопрос о том, что управлять и обслуживать западные самолеты, если их все-таки согласятся предоставить союзники, должны техники и пилоты самих стран НАТО.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию