16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
8 февраля 2023, 10:18 Право

«Интерфакс»: Минфин не введет 30-процентный НДФЛ для релоцировавшихся российских сотрудников

Лента новостей

Но, по мнению ведомства, взимать НДФЛ в 30% с заработка уехавших из страны фрилансеров необходимо. Послабление коснется только официально трудоустроенных в российских компаниях сотрудников

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Обновлено в 11:17

Минфин отказался от идеи ввести 30-процентный НДФЛ для сотрудников, которые уехали из России, но продолжили работать на российские компании. При этом ведомство настаивает, что в ряде случаев все-таки необходимо взимать НДФЛ в 30% с гонораров уехавших фрилансеров. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с обновленной редакцией соответствующих поправок к Налоговому кодексу.

Если законопроект примут в таком варианте, условия для уехавших сотрудников, которые работают по трудовому договору, не изменятся. Хотя в их договоре будет прописано, что они находятся на удаленке в другой стране, они продолжат платить НДФЛ в России в размере 13%.

По нынешним правилам источник доходов определяется по стране, где человек выполняет свои рабочие задачи, а не по месту регистрации работодателя. Человек теряет статус резидента России, если находится за рубежом 183 дня и больше. Тогда НДФЛ в России можно не платить. Но нужно платить в стране пребывания.

Но в июле в Минфине предложили новый законопроект, чтобы взимать 13% налога с дохода удаленных сотрудников за границей, пока у них есть статус резидента, и 30% — когда они этот статус теряют. Позже министр финансов Антон Силуанов в интервью «России 24» сказал, что ведомство, скорее всего, сохранит для них 13%.

— Планируется ли как-то менять налогообложение граждан, которые уже уехали за рубеж, но продолжают получать зарплаты от российских компаний?

— Да, сейчас число таких граждан увеличилось по сравнению с предыдущими годами. Речь идет о том, что, уезжая, человек тем не менее продолжает вести удаленно свой бизнес в России. И в данном случае человек может мигрировать из одной страны в другую и вообще не быть налоговым резидентом нигде. Поэтому с точки зрения налоговой справедливости мы предусматриваем подготовку соответствующих законодательных решений о том, чтобы, несмотря на то, что человек ведет свой бизнес в России, находясь за рубежом, он все-таки платил, соответственно, и подоходный налог. Какая ставка налога? Как для нерезидента — 30% или как для резидента РФ —13%? Этот вопрос мы рассматриваем и склоняемся к тому, чтобы не менять статус резидентства, и мы предусматриваем, чтобы такой вид деятельности, который осуществляется в нашей стране из-за рубежа, также налогооблагался по аналогичной ставке, как и для резидентов РФ, то есть 13%. Такие предложения мы сейчас тоже отрабатываем с парламентом.

Источник «Интерфакса» отметил, что в законопроекте не идет речь о том, чтобы повысить ставку налога до 30% для уехавших фрилансеров, которые работают как самозанятые или ИП. Это может коснуться тех, кто оказывает услуги российским компаниям по договорам гражданско-правового характера.

Новый законопроект, по словам источника, затронет и тех, кто работает в российском сегменте интернета или использует размещенные в России технические и программно-аппаратные средства. Но должно выполняться одно из следующих условий: фрилансер получает деньги на счет в российском банке, или выплата исходит от российских организаций и ИП. Но в таком случае возникает риск двойного налогообложения, отмечает директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк:

— В чем законодательно принципиальная разница для фрилансера и человека, работающего по конкретному договору?

— Налоговым агентом в первом случае будет выступать российская компания, которая платит своему сотруднику, а во втором случае налоговый агент — сам фрилансер. Соответственно, он должен отчислять и платить этот налог. Если же вы под словом «фрилансер» подразумеваете самозанятых, то там у нас максимально льготная ставка сейчас — от 4% до 6%, поэтому по этой категории, возможно, что ставка все-таки 30% и составит. Не 13%, не 15%, а 30%.

— От 4% сразу 30%?

— Теоретически да.

— Если, например, человек работает в Израиле, пишет для меня, например, софт?

— Логика Минфина здесь какая? Что господин уехал из России, больше дней в году вроде бы в России не находится и тут он облагаться не должен. В Израиле человек находится мало еще, зачастую вида на жительства нет, планирует переехать оттуда еще куда-то дальше, поэтому и там тоже налоги не платит. Наш Минфин считает, что это не очень верно, прямо скажем, так считают налоговые органы всех стран, что должен платить налоги и далее. На мой взгляд, здесь бы проще было пойти по пути того, кого считать резидентом. То есть не переписывать правила для отдельных категорий, а добавить, допустим, что человек не утрачивает резидентный статус, потому что работает в российской компании.

— Например, журналист постоянно работает в корпункте за границей, он сейчас как платит? Он считается нерезидентом?

— Он считается нерезидентом. В той, другой стране, очевидно, он считается резидентом и налоги платит там. Здесь тоже возникает нюанс, про который Минфин вообще ничего не говорит. У человека ведь может возникать двойное налогообложение, которое он сможет зачесть или нет, это большой вопрос. И получается так, что, допустим, даже 13% у нас в России возьмут, а там он должен платить 30%.

Партнер юридической компании Taxadvisor Алексей Яковлев, напротив, считает, что налоги можно будет перезачесть:

— Надо смотреть национальное законодательство страны, где находится человек. В большинстве случаев для того, чтобы у человека там возникли обязанности платить налог, аналог нашего НДФЛ, у него должно быть либо по количеству дней пребывания, либо есть тест: центр жизненных интересов. Если у него там центр жизненных интересов, семья, например, или он там еще бизнес зарегистрировал, но это оценочное понятие, в каждом случае смотрят по ситуации, и он становится резидентом той страны. Возникает конкуренция двух государств за его доходы и налоги, и тогда надо идти в соглашение, если оно есть между этими странами, во избежание двойного налогообложения и, скажем так, делить этого резидента между этими двумя странами. Но, может быть, делить в итоге таким образом, что он будет платить и там и там, но, допустим, российский НДФЛ будет вычитаться из грузинского или армянского НДФЛ. То есть в итоге налогообложение у него будет как бы для одной страны. В отношении ситуации, которая сейчас анализируется, когда центр жизненных интересов не перемещается в ту страну, куда человек уехал, то в большинстве стран все-таки тоже привязка идет к тому, что надо получать там от местного резидента, от местного работодателя доходы, и тогда, возможно, там он будет признан местным резидентом. Если работодателем у него остается российская компания, то, как правило, там не возникает налогообложения при пребывании, не связанном с тем, что человек там уже корни пускает.

— Долго так можно?

— Зависит от страны. Допустим, в Белоруссии тоже 183 дня. Вот он в году 184 дня пробыл в Белоруссии, он уже местный резидент, его всемировой доход подлежит налогообложению в Белоруссии. Если компания начнет там платить, да, но она потому, что подконтрольна. А бегать за физлицами что по России не очень интересно налоговикам, что, я думаю, в тех странах тем более.

Хотя, как утверждается, в законопроекте Минфина не планируется повышать ставку налога для ИП и самозанятых, с такой инициативой ранее выступали в Госдуме. Депутаты предлагали запретить нерезидентам работать в режиме самозанятых, то есть иметь пониженное налогообложение в 4-6%, а также лишить налоговых льгот уехавших ИП.

Также сейчас разрабатывается законопроект, чтобы запретить налоговым нерезидентам заключать трудовые договоры с российскими работодателями об удаленной работе по ряду специальностей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию