16+
Среда, 29 мая 2024
  • BRENT $ 83.55 / ₽ 7458
  • RTS1167.72
7 января 2023, 16:13 Авто
Спецпроект: Тренды и бренды — 2022

Итоги автомобильного 2022-го: год рождения в России китайского автопрома

Лента новостей

Рост продаж китайских автомобилей на российском рынке в 2022 году впечатляет, к названиям новых автомобильных брендов россияне только начали привыкать. Но насколько удобными, безопасными и гуманными по цене являются китайские авто?

Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Китайская поделка или новое экономическое чудо? В 2022 году на российский рынок основательно зашли автомобили из Поднебесной. Продажи растут за неимением конкурентов — и китайцы намерены продолжать. Какие модели уже есть на рынке, какие увидим в ближайшем будущем и как в целом показывает себя китайский автопром?

Сразу обозначу главную мысль — китайцы, может быть, нам и друзья в глобальном смысле, но в деле получения своей выгоды они самые настоящие акулы.

Положение, когда российский авторынок после февраля покинули практически все известные иностранные бренды, правящая партия Китая не могла не использовать — и дала негласную директиву своим концернам заходить на российский рынок по максимуму. И, соответственно, выжимать здесь сверхприбыли за неимением конкурентов, говорит автоэксперт Артем Бобцов:

Артем Бобцов автоэксперт «У китайцев было три волны пришествия на наш рынок за последние 20 лет, и все три попытки были неудачными. Четвертая попытка, видимо, просто не имеет шансов стать неудачной, потому что так получилось, что россиянам по большому счету покупать нечего. И может сложиться впечатление, что российский рынок для китайцев — это что-то прямо вообще, подарок. На самом деле за год у нас продается машин, как на самом китайском рынке — примерно за несколько дней. Они зарабатывают здесь сверхприбыли. И я еще раз хочу всех остудить на тему того, что сейчас на всех автозаводах опять задымятся трубы, — нет, этого не произойдет. Рынок у нас просто очень маленький. В этом году у нас 600 тысяч автомобилей, а в Китае будет 20 млн».

Расхожий тезис, что китайцы придут нам на выручку, не оправдался. Концерны Geely, Chery, Haval обосновались в среднем ценовом сегменте в 2-2,5 млн рублей. В этот бюджет можно уложиться при покупке, к примеру, Chery Tiggo 4, Chery Tiggo 7 Pro и Geely Coolray. В самый бюджет Китай не полез — выбить оттуда корейцев практически нереально. Однако то, что есть на рынке сейчас, выглядит достойно. Двухлетний тест-драйв китайского автомобиля провел москвич Артем и поделился Business FM впечатлениями:

«Покупал себе GAC GS8 — для непосвященных можно сказать, что это такой китайский Land Cruiser. Раньше ездил на Mazda CX5, но нужно было машину побольше, трое детей, присматривал авто с третьим рядом кресел. По сравнению с конкурентами машина взяла комплектацией. Не было ни одного гарантийного обращения, все работает, доволен. По качеству, по комфорту вождения намного превосходит и корейцев, и японцев, приходилось ездить на разных машинах. И вот этот стереотип, что китайцы — это плохое качество, не работает. Там турбодвигатель, возможность подключения полного привода с различными режимами, поворотные фары, подогрев переднего стекла, все в коже, камеры с обзорами 360 градусов. Он тогда стоил 2,4 млн рублей, сейчас, я так понимаю, на миллион дороже продают. Мягкий, тихий, немножко так вальяжно входит в поворот. Но есть режим «Спорт», более жестко подвеска настраивается. В целом такая вальяжная езда».

Впрочем, конечно, не все так радужно. Как говорят побывавшие в креслах китайских машин автоэксперты, если взять Toyota как эталон надежности на 10 баллов, то китайские авто пока тянут на семерку — есть еще проблемы по части работы электроники. Однако мнение, что Китай — это дешевый пластик, и правда пора отбросить, считает эксперт ИЦ НТИ «Автонет» Московского политеха Юрий Урюков:

Юрий Урюков эксперт ИЦ НТИ «Автонет» Московского политеха «Предубеждение так или иначе существует, хотя тенденция такова, что рассматривать китайские автомобили как бюджетный автохлам, который покупают от нужды, но не по доброй воле, конечно, это уже неправильно. Потому что это уже действительно автомобили, которые завоевали себе некий авторитет даже, у них есть свои поклонники. Конечно, нас ждет огромная волна дебютов, это и развитие линейки новых брендов, как, например, Omoda, которая будет наверняка расширяться, заявил новый бренд Tank о себе, у Geely появятся новинки, и Haval представит новые модели. Посмотрим на результаты всего этого через пару лет, когда на вторичном рынке появятся китайские автомобили новой волны».

Если взглянуть с практической стороны, то привыкать к китайским машинам российскому водителю, конечно, придется. Но есть вопросы по поводу эргономики, говорит зампредседателя ассоциации автосервисов «РАСТО» Николай Янковский:

Николай Янковский зампредседателя ассоциации автосервисов «РАСТО» «Мы двигатели, которые сейчас в китайцах видим, видели, например, в Volvo. Для нас китайские автомобили как для сервисников не являются чем-то новым. Есть нюансы — немножко странная эргономика. Там, например, короткие подушки сидений, где-то бывает, что есть подогрев подушки, но нет подогрева спинки. То есть для автовладельцев все-таки китайский автомобиль по сравнению с европейским это пока компромисс. 2022 год — это год рождения в России китайского автопрома. Назовем это так. С точки зрения расходников проблем никаких нет: то есть делается ТО, все расходники, все фильтры и так далее. С точки зрения запчастей для ремонта как таковая ремонтная история еще в России не наступила».

Цифры говорят сами за себя. В 2022 году доля российского рынка за китайскими компаниями составила порядка 25%, в следующем году ее могут нарастить до 40%. Еще сильны корейцы из Kia и Hyundai, были складские остатки, да и два месяца продаж в начале года были еще нормальными. Bloomberg посчитало, что доли концернов Great Wall Motor и Geely Holding на российском рынке выросли более чем вдвое по сравнению с 2021 годом. По данным агентства «Автостат», в ноябре прошлого года в России было продано более 50 тысяч автомобилей. Китайцы продали почти треть от этого количества.

Лидируют пока те же Lada, Kia и Hyundai, однако Haval занял шестое место, Geely — 11-е, а Chery — 13-е. А еще пару лет назад об этих брендах никто и не слышал. Удачной рекламой для китайских авто стало их представительство в сервисах каршеринга. Вот что Business FM рассказали в «ЯндексДрайв»:

«ЯндексДрайв» начал поэтапное обновление парка каршеринга во всех городах присутствия, в Москве, Петербурге и Сочи, с июля 2022 года, когда ввел в столичный парк 200 кроссоверов Geely Coolray в комплектации Flagship. Вскоре сервис пополнил московский парк автомобилей Haval Jolion, Chery Tiggo 7 Pro и Geely Atlas Pro, Geely Coolray в комплектациях Luxury и Comfort, а также Chery Tiggo 4. В 2023 году «Драйв» продолжит обновлять свой автопарк».

В новом году на российский рынок должен выйти весь цвет китайского автопрома. Нас ждет волна дебютов от концернов с труднопроизносимыми названиями. GreatWall привезет свой Tank, Chery — покажет Jetour, DongFeng завезет премиум в лице марки Voyah. Продолжится сращивание российской оболочки и китайской начинки — уже собирается электрокар Evolute i-Pro, который на самом деле DongFeng Aeolus E70. В продажу поступили электрокроссоверы «Москвич» 3Е — они же китайские JAC. На заводе Nissan в Петербурге, возможно, будут собирать автомобили Faw. «Автотор» ведет переговоры с китайским Baic о сборке машин в Калининграде. На наших глазах происходит смена парадигмы, говорит главред журнала «За рулем» Максим Кадаков:

Максим Кадаков главред журнала «За рулем» «Китайцы искали, как бы зацепиться за российский рынок на какой-нибудь сборочной площадке, пробовали свои силы и на юге страны, и в том же Липецке, и на том же «Автоторе» были прецеденты, и много где еще. А теперь ситуация, мне кажется, сменилась на прямо противоположную, когда наши ищут спасения в лице китайских производителей, и уже мы идем к ним на поклон. И если себе вот вдруг представить, что их нет, то для нас это будет означать просто абсолютный вакуум, полтора оставшихся завода в России по производству легковых автомобилей».

В конце хочется вернуться к тому, о чем говорил вначале. Китай нам не друзья, они хорошие бизнесмены. И лучше всего это понимаешь на примере не разговоров, а реальных дел. Точнее — ценовой политики Пекина. На постсоветском пространстве самые высокие ценники на свои автомобили китайцы выставили именно в России. В этом отношении мы далеко оставили и Белоруссию, и Казахстан. И, к слову, автодилеры в соседних странах не спешат продавать россиянам свои машины — потому что хотят зарабатывать не только на прямой продаже, но и на гарантийном обслуживании и страховом ремонте. Вот и остаемся мы с «АвтоВАЗом», остатками корейских партий и новыми китайскими авто — броскими, дорогими, но пока не слишком надежными.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию