16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.34 / ₽ 8220
  • RTS1186.79
24 апреля 2010, 11:02 Авто
Спецпроект: Месяц Франции

Парижане влюбились в серые велосипеды

Лента новостей

Велосипед Velib стал одним из самых заметных изобретений последних лет, революционизировавших жизнь миллионов французов. Точнее, не сам велосипед, а идея очень дешевой альтернативы личному автомобилю и общественному транспорту

Фото: jfgornet/flickr.com
Фото: jfgornet/flickr.com

Примета весны в Париже: на улицах города появились серые велосипеды, от вида которых парижане и туристы успевают отвыкнуть за зиму. Трудно перечислить все, чем французы обогатили человечество за многие века — от воздушных шаров и несгораемых сейфов до кино и фотографии. Но одним из самых заметных изобретений последних лет, революционизировавших жизнь миллионов людей, причем не только во Франции, стал velib, довольно унылого вида серый велосипед, точнее, сама идея почти бесплатного велосипеда в качестве альтернативы личному автомобилю и общественному транспорту. Название velib происходит от двух французских слов: velo (велосипед) и liberte (свобода).

Идея принадлежит мэру Парижа Бертрану Деланоэ (Bertrand Delanoe), который дал старт этому чрезвычайно популярному ныне эксперименту в июле 2007 года. По прошествии менее трех лет в Париже насчитывается 24 тысячи «велибов». Они не только составили реальную альтернативу городскому транспорту, но даже повлияли в лучшую сторону на традиционно жесткую манеру вождения парижан. За это время количество поездок на «велибах» превысило 71 миллион. С учетом того, что в историческом центре французской столицы (т.е. строго говоря, в Париже) проживает всего-то порядка двух миллионов человек, это означает, что каждый парижанин прокатился на городском велосипеде 35 раз, вместо того, чтобы садиться за руль или воспользоваться метро.

Корреспондент британской газеты The Times Чарльз Бремнер (Charles Bremner) пишет в своем блоге, что использует velib круглый год по 10 раз в неделю. В основном для того, чтобы добираться до спортзала, находящегося на расстоянии один километр от дома. Однако журналист также часто едет на велосипеде на встречи и интервью.

«Велибы» производятся французской компанией Mercier в Венгрии. Они имеют три скорости, вес — 22.5 кг, постоянно включенную светодиодную фару, питаемую динамо-машиной от движения велосипеда; стояночный замок и корзину над передним колесом. Для аренды «велиба» нужна кредитная карта (автоматы принимают не все виды карт, в том числе, не годятся некоторые эмитированные в США). В случае невозврата велосипеда с карты спишут 150 евро

По наблюдению Бремнера, за последнее время существенно улучшился сервис. Особенно с момента, когда появилось специальное приложение к мобильному телефону, позволяющее узнать, на какой ближайшей стоянке имеются свободные велосипеды и, напротив, на какой стоянке есть место, чтобы запарковать свой velib.

Плата за проезд достаточно символическая. Первые полчаса поездки бесплатны. Далее цена возрастает в зависимости от времени пользования: 1 час – 1 евро, 2 часа — 7 евро; максимальная — 151 евро за 20 часов непрерывного пользования. Так, конечно, никто не поступает, а прогрессивная шкала оплаты рассчитана на то, чтобы люди пользовались «велибами» для коротких поездок, что позволит максимально использовать весь флот велосипедов. Наиболее распространенный способ оплаты — годовой проездной. Его стоимость — всего 29 евро.

Все вышеизложенное не должно создавать иллюзию того, что парижане с первого мгновения и без колебаний приняли нововведение. Уже к февралю 2009 года половину серых велосипедов разворовали или покалечили. Некоторые «велибы» впоследствии находили в Румынии и даже в Африке, а в самом Париже шутники вешали велосипеды на деревья, сообщала газета The Daily Telegraph.

Велосипед как модель частно-муниципального партнерства

Интересна бизнес-модель проекта. Обслуживает велосипеды и более тысячи стоянок частная рекламная компания JCDecaux, которой мэрия предоставила в обмен 1.628 билбордов в эксклюзивное пользование на десять лет. Первоначальные капиталовложения JCDecaux составили 115 миллионов долларов. По итогам первых полутора лет работы компания сочла, что сделка не отвечает ее интересам, т.к. никто не мог предусмотреть масштабы вандализма. JCDecaux обратилась к городским властям с просьбой частично компенсировать ее расходы, тем более что город зарабатывает на «велибах» 20 милионов евро в год.

Мэрия пообещала оплатить социальную рекламу против велосипедного вандализма и согласилась выплачивать по 500 долларов за утраченный велосипед. Судя по тому, что проект продолжает успешно развиваться, частный бизнес и мэрия нашли общий язык. Количество велосипедных краж сократилось, хотя масштабы вандализма и сейчас впечатляют. По данным на конец марта с.г., которые приводит Чарльз Бремнер, с начала проекта 16 тысяч «велибов» было покалечено, из них половина не подлежит восстановлению.


Фото: EDO lounge/flickr.com

Зачастую на стоянках «велибов» можно видеть велосипеды с сиденьем, повернутым на 180 градусов. Так сами пользователи, проверявшие перед началом поездки двухколесные машины, указывают операторам на те их них, в которых обнаружились поломки.

По сравнению с автомобилем, велосипед оказался удивительно безопасным транспортом. За три года за рулем «велиба» погибли шесть человек. Самым рискованным маневром является правый поворот, когда грузовик может «снести» велосипедиста, не заметив его. Сейчас на всех «велибах» помещена диаграмма «смертельного угла», на которой указана «мертвая зона» в зеркале заднего вида грузовика или автобуса.

Несколько городов — от Лондона до Мехико — намерены уже в нынешнем году заимствовать систему velib у французов. Есть, однако, чисто парижская особенность, которая делает общественные велосипеды незаменимыми для жизни именно во французской столице. Парижане любят бастовать по всякому поводу, общественный транспорт в любой момент может быть парализован, и в такие дни «велибы» разбирают мгновенно.

Создатели городского велосипеда сознательно делали его максимально «анонимным», даже серый цвет, кажется, подобран неслучайно, но это не в силах препятствовать нередким случаям пылких чувств горожан по отношению к той или иной машине. В этих случаях влюбленный в велосипед парижанин пытается сохранить понравившийся экземпляр до следующей поездки, приковывая его на стоянке цепью. Такую практику оператор проекта называет «нецивилизованной»; обслуживающему персоналу разрешено срезать цепи. В Париже хотят, чтобы горожане любили все «велибы», а не избранные экземпляры. В целом эта задача блестяще реализуется.


Фото: Feuillu/flickr.com

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию