Спецпроект BFM.ru
Минуя ловушки импортозамещения
Российский IT-cектор: стратегии роста
Как успешно заместить то, к чему пользователи привыкли, и в погоне за лидерами не отступить на два шага назад?

Непростая геополитическая ситуация привела к уходу ряда западных производителей с российского рынка, в том числе в IT-сфере. Это создало трудности для пользователей, но безвыходных ситуаций для бизнеса не бывает. В результате для многих отечественных компаний открылось окно возможностей: конкуренция снизилась, спрос вырос. Так какие же векторы развития сейчас предоставлены российским игрокам, какие ниши стоит рассмотреть и чего следует опасаться?

Как подчеркивает Андрей Ефремов, директор «Лаборатории Касперского» по развитию бизнеса, снижение конкуренции никогда не приводило к росту качества, а в долгосрочной перспективе это может негативно сказаться на потенциале российских IT-компаний.

«Импортозамещение таит в себе как огромные возможности, так и колоссальные угрозы. Я называю это ловушкой импортозамещения. Первая и абсолютно понятная задача — заместить сервисы и технологии, которые востребованы здесь и сейчас», — сказал Андрей Ефремов.

В первую очередь речь идет о продуктах и решениях, которые были популярны среди пользователей до ухода международных компаний с отечественного рынка и к которым они уже привыкли.

Есть краткосрочная и среднесрочная стратегии, отметил топ-менеджер. Благодаря первой создаются решения, которые по факту ориентированы на копирование.

«В этом «замещении» кроется та самая ловушка. Многие компании пытаются следовать за лидерами, которые десятки лет формировали пользовательский опыт, а по факту они рискуют сделать два-три шага назад», — пояснил он.

При этом «Лаборатория Касперского» не только вендор, но и крупный покупатель IT-продуктов и сервисов. И как клиент рынка IT-услуг, который также переходит на отечественные решения, компания может судить о плюсах и минусах этого положения. Если говорить о качестве продуктов, изначально ориентированных только на российских рынок, оно, увы, сильно уступает мировым аналогам, по словам Андрея Ефремова. Впрочем, есть надежда, что пропасть между ними будет быстро сокращаться. Так что же сейчас можно посоветовать вендорам, которые продвигают такие продукты?

«Лаборатория Касперского» как вендор может рекомендовать следующее: обязательно старайтесь предложить пользовательский опыт, который перевернет парадигму использования программного обеспечения», — отметил Андрей Ефремов.

Этого принципа придерживается компания, что и позволило ей стать одним из международных лидеров. В этом направлении, по мнению «Лаборатории Касперского», следует двигаться и российскому IT-сектору в целом.