В борьбе
за мобильную аудиторию
О том, как сделать сайт-трансформер, что такое адаптивный дизайн, зачем он понадобился BFM.ru, как все происходило и что из этого вышло
Мобильные устройства покоряют человечество. Они повсюду. Смартфоны и планшеты вторгаются во все сферы человеческой деятельности. Они меняют нашу жизнь, способы коммуникаций, влияют на развитие информационных технологий и СМИ. Тот, кто не сумеет сориентироваться и приспособиться к переменам, рискует безнадежно отстать от конкурентов.
1

BFM.ru стал адаптивным

В мае деловой портал BFM.ru перешел на новый адаптивный дизайн. Изменения коснулись не только внешнего вида. Поменялись принципы верстки и подачи информации. Образно говоря, из «стационарного» ресурс стал «мобильным», более удобным и доступным для самых активных пользователей интернета.

Варвара Львова,
Управляющий директор, BFM.ru

Аудитория интернета стремительно меняется. Все чаще для выхода в сеть люди используют не традиционные PC, а мобильные устройства. По данным исследовательской группы TNS, аудитория мобильного интернета в течение прошлого года в России выросла более чем в полтора раза — на рекордные 8,7 миллионнов пользователей.

По данным Liveinternet на начало 2014 года, 40% трафика Рунета генерировали мобильные устройства.

BFM.ru — один из крупнейших российских бизнес-порталов с ежедневной посещаемостью более 150 000 человек. Начиная с 2011 года мобильная аудитория BFM выросла в 25 раз. На момент запуска нового дизайна (май 2014 года) для BFM.ru этот показатель достиг почти 20%. Каждый пятый посетитель портала читал новости и статьи со смартфона или планшета.

Учитывая столь быстрый рост мобильной аудитории, крайне остро встала задача по разработке адаптивного сайта.

По данным TNS, в начале 2014 года мобильный интернет стал основным способом выхода в сеть для 18% пользователей в России.

Цель перемен — контент должен корректно отображаться на всех мобильных устройствах при любых типах соединений с интернетом. Другая важная задача — борьба с эффектом «mobile drop off», то есть уходом пользователей с сайта из-за его некорректного отображения на экране.

Кирилл Бушев,
Руководитель отдела веб-аналитики AGIMA
2

Адаптивный дизайн —
когда размер имеет значение

Принято считать, что мобильные устройства люди используют, прежде всего, для общения и развлечения. Entertainment, безусловно, занимает большую часть мобильного трафика. Но оказалось, что 80% пользователей смартфонов и планшетов постоянно читают с их помощью новости.

По данным Reynolds Journalism Institute, июль 2013.

Аудитория мобильного интернета быстро растет, а информационному ресурсу важно соответствовать меняющимся приоритетам и потребностям своих читателей.

Так что же это такое — адаптивный дизайн? Это целостный подход к созданию макетов, вёрстке и программированию, при котором получившийся сайт одинаково удобно просматривать на любом типе устройств. Ресурс становится универсальным и в то же время персонализированным для каждого отдельного посетителя, так как «подстраивается» под его условия. Речь не идет об отдельных версиях для разных платформ — это один и тот же сайт, но с «гибким» макетом.

Адаптивный дизайн стал трендом после того, как его активно стали применять крупные бренды (среди первопроходцев — Microsoft, Time и Disney). Эту услугу сейчас предлагает едва ли не каждое агентство, занимающееся веб-разработкой, но часто за адаптивный дизайн выдают то, что им не является.

Сайт просто «учат» реагировать на устройство и растягиваться или ужиматься в соответствии с размером и разрешением экрана. При этом интернет-страница может потерять в читабельности и долго загружаться (на маленький гаджет загружается большое количество «тяжелых» элементов, которые просто не отображаются на экране).

Пользователи стали «капризные». 57% из них уйдут с сайта, если загрузка длится более 3 секунд, а 80% этих «отказников» уже никогда не вернутся на ресурс, утверждает компания Strangeloop Networks.

Разработка настоящего адаптивного сайта начинается по принципу mobile first: в первую очередь сайт проектируется для экрана мобильного телефона.

Пункты меню, ссылки и другие элементы навигации должно быть удобно использовать, а страницы — листать пальцем.

Адаптивный дизайн уже давно не связан только с размерами экрана. Это принципиально другой подход к верстке, сценариям взаимодействия сайта с пользователем и интерфейсным решениям.

К настоящему адаптивному дизайну также можно применить определение smart-дизайн: в зависимости от типа устройства он загружается в таком виде, чтобы пользователь сразу же увидел самое интересное и полезное — то, что может его заинтересовать в первую очередь.

3

Как адаптировали BFM

Изменение BFM.ru — сложный проект. Только подготовительная часть заняла у специалистов интерактивного агентства AGIMA около полугода. Так как перед редизайном ставились конкретные задачи («увеличение глубины», «повышение CTR рекламных баннеров и анонсов редакционных материалов», «рост лояльной аудитории и повышения уровня энгейджмента»), было необходимо измерить текущие показатели и распланировать достижение целевых значений.

Специалисты AGIMA разработали модель измерения основных KPI и настроили систему Google Universal Analytics. Кроме целеполагания, это позволило нам точнее оценивать интерес пользователей к опубликованным материалам, связать кликабельность баннеров с различными типами публикаций, найти точки роста и организовать редизайн, основанный на данных, а не только опыте и гипотезах.

Почти 25% посетителей используют все типы устройств для посещения сайта в течение дня.

Оказалось, что сайтом BFM с мобильных устройств в основном пользуются те же лояльные посетители, которые уже просматривают его на десктопах. Другими словами, типичный сценарий слушателя Business FM: утром почитать новости на планшете, в машине послушать радио, на работе зайти на сайт с десктопа, а в очереди в супермаркете посмотреть его на смартфоне. Мы понимаем, что таких людей немало и планируем заботиться о них. Например, не показывать в первом экране уже просмотренные материалы, оставляя их доступными для повторного просмотра.

Преемственность и адаптивность интерфейсов на различных устройствах должна упростить жизнь этим людям, а также увеличить их долю в общем количестве посетителей. Учитывая рост мобильного трафика, это даёт прямую экономическую отдачу.

Благодаря глубокой аналитике мы узнали сильные и слабые стороны ресурса: что востребовано аудиторией, а что требует развития. Мы поняли, как меняется желание пользователя продолжать читать сайт BFM в той или иной ситуации.

Мы выявили предпочтения аудитории к авторам, нюансы использования социальных сетей, зависимость потребления информации от времени суток и типа материала. В арсенале команды BFM появилось понятие «информационной насыщенности» — порога, после которого посетитель не в состоянии изучать новую информацию.

Так был создан план развития ресурса для удовлетворения пользовательских предпочтений. В то же время возможности редакции по созданию материалов ограничивали полёт фантазии в архитектуре сайта. Балансируя между этими требованиями и ограничениями и опираясь на данные, мы должны были разработать информационную структуру проекта и макеты адаптивного дизайна.

Анализ собранной статистики влиял даже на выбор тех пороговых значений ширины браузеров, при которых происходит переключение между мобильной, планшетной, десктопной и широкой версиями (так называемые «брейкпойнты»). Мы выбирали их, исследовав размеры экранов устройств, с которых заходят на сайт BFM, и то, как они меняются со временем.

Блоки меняются в зависимости от разрешения

1024
768
480
320

Авария в столичном метро

Обрушение строительной сваи в тоннель произошло на территории, за которую отвечает РЖД, сообщили в Мосгосстройнадзоре

Великобритания запретит водителям пользоваться Google Glass

Зимнее вождение №3 Техника работы рук на руле

SEAT Alhambra: испанский «семьянин» с немецкими корнями

Amazon Kindle 5 выбился в лидеры рынка читалок

Многие решения мы принимали, основываясь не только на прошлых данных, но и на результатах экспериментов. Например, посетителю из Facebook вместо рекомендаций от редакции мы показывали блок со статьями, прочитанными его друзьями из Facebook и проверяли кликабельность.

В итоге мы разработали прототипы, определяющие как внешний вид сайта, так и требования к формату подачи материалов и логике их показа.

Прототипирование

Проектировщики должны были, кроме всего прочего, держать в голове ряд требований:

  • Сохранить преемственность интерфейсов старого и нового дизайна, чтобы не растерять лояльную аудиторию.
  • По-разному представлять контент в зависимости от его важности и релевантности.
  • Сохранить все рекламные места (особенно на мобильных устройствах) и даже улучшить взаимодействие пользователей с ними.

Адаптивный дизайн

Дизайн, рассчитанный на мобильные устройства, заметен в мелочах: привычное меню в духе мобильных приложений, не отнимающее полезную площадь экрана, увеличенный шрифт. Галереи изображений адаптированы под пролистывание жестами, а всплывающие формы (например, входа на сайт) на мобильном экране разворачиваются внутри страницы, а не поверх неё.

Создавая макеты, постоянно приходилось балансировать между идеями дизайнеров и реальностью в работе редакции BFM.ru. Контент постоянно варьируется: картинки имеют разный размер, а тексты — разную длину. При создании дизайна было необходимо продумать логику растягивания/сжимания и показа иллюстраций на разных разрешениях экранов, переноса заголовков и так далее.

Адаптивная верстка и программирование

Даже с учётом того, что проектировщики и дизайнеры серьёзно поработали над адаптивностью макетов, разработка потребовала некоторых технических ухищрений. Например, на небольших разрешениях вёрстка сделана «резиновой», а на планшетах и десктопах — фиксированной по ширине.

Сайт создан по принципу «сначала мобильные» («mobile first»), что гарантирует правильное отображение контента на мобильных устройствах, но усложняет разработку. Например, много усилий было вложено в правильную «адаптацию» и показ на мобильных устройствах баннеромест, которые могут быть не заполнены.

Портал протестирован более чем на двадцати различных устройствах: от популярных гаджетов до устаревших моделей телефонов и планшетов.

Новое на портале BFM.ru

Большинство людей заходят на сайт, чтобы прочитать новости и узнать подробности последних событий. Значит, первое, что должен получать пользователь, — ключевые материалы за последние 24 часа или за то время, пока его не было на портале. Совместно со специалистами AGIMA был внедрен обновленный функционал:

Система рекомендаций
позволяет пользователям получить тот контент, который может быть им наиболее интересен.

Фиксированное
меню обеспечивает удобный доступ к рубрикатору и прослушиванию радио.

Информационный поток на портале теперь делится на две основные категории: новости и статьи. Основную нагрузку несут статьи и авторские материалы, с помощью которых и зарабатывается лояльность читателей. Новостной поток проходит отдельной лентой, которая доступна на любой странице сайта.

4

Результаты

Главный результат редизайна — читатели BFM.ru явно оценили адаптивность ресурса. По данным аналитического исследования, проведенного редакцией портала после запуска нового сайта, мы имеем следующие показатели:

- Редизайн не отразился на лояльности аудитории, так как разработчики сохранили преемственность интерфейсов. Сайт удержал пользователей, несмотря на кардинальное обновление внешнего вида.

- Покупатель голосует рублём, а посетитель сайта — кликами. Рекламные места были сохранены, а CTR не только не упал, но даже увеличился на рекламных позициях, которые обеспечивают основную прибыль. Благодаря адаптивности, реклама на мобильных экранах также стала приносить деньги.

Варвара Львова,
Управляющий директор, BFM.ru

- Новый адаптивный дизайн улучшил ещё целый ряд ключевых показателей. Один из самых важных: при сохранении структуры трафика, количество отказов снизилось более, чем втрое.

До редизайна
После
Новые и вернувшиеся пользователи
    Вернувшиеся
40%
62%
    Новые
60%
38%
Показатель отказов
22,18%
4,50%

Прямой трафик* (сеансов в неделю)

До редизайна

После редизайна

Михаил Куренной,
главный редактор BFM.ru:

Внедрённые инструменты аналитики открывают большой простор для кластеризации и классификации редакционных материалов. Это позволит, зная отношение конкретного пользователя к определённой теме, сюжету, рубрике, автору и даже характеру повествования, предлагать ему наиболее интересный контент.

В тесном сотрудничестве радиостанции Business FM и сайта BFM.ru был сделан следующий шаг навстречу конвергентному СМИ, когда редакционные материалы портала дополняют и расширяют радийные сводки.

Александр Богданов,
генеральный директор агентства AGIMA

Комментарии экспертов

Алексей Ёжиков,
консультант
по интернет-маркетингу:
Андрей Терехов,
руководитель проектов
Ruward и Inforza:
Татьяна Фомичева,
PR-менеджер компании
Huawei в России:
Павел Скрипкин,
ведущий дизайнер
Mail.Ru Group:
Вячеслав Николаев,
директор по маркетингу
массового рынка МТС:
Мария Заикина,
руководитель пресс-службы
группы компаний «Связной»:
Алексей Ёжиков,
консультант
по интернет-маркетингу:
Андрей Терехов,
руководитель проектов
Ruward и Inforza:
Татьяна Фомичева,
PR-менеджер компании
Huawei в России:
Павел Скрипкин,
ведущий дизайнер
Mail.Ru Group:
Вячеслав Николаев,
директор по маркетингу
массового рынка МТС:
Мария Заикина,
руководитель пресс-службы
группы компаний «Связной»: