Считается первым российским пилотом «Формулы-1». Однако в гонках Сергей Злобин участие так и не принял. Возрастной спортсмен (на тот момент ему было 30 лет) в начале 2000-х попробовал себя лишь тест-пилотом команды Minardi. На этом карьера в «Формуле-1» Сергея Злобина завершилась.
А эту уже по-настоящему первый российский пилот «Формулы-1». Виталий Петров пришел в Гран-При в 2010 году. Сначала он выступал за команду Renault, а в сезоне 2012 года за Caterham F1 Team. Петров стал также и первым российским гонщиком в «Формуле-1», которому удалось подняться на подиум. Он занял третье место на Гран-При Австралии.
В сезоне 2014 года в «Формуле-1» выступает молодой российский пилот Даниил Квят. Ему всего 20 лет, но благодаря его успешным выступлениям в различных гоночных сериях им заинтересовались в «Формуле-1». В этом году Даниил выступает за команду Toro Rosso. На данный момент Квят имеет в арсенале 8 очков и занимает 14 место в общем зачете гонщиков «Формулы-1».
Большие надежды в будущем возлагают на еще одного молодого российского гонщика Сергея Сироткина (19 лет). Велись переговоры о его участие в «Формуле-1» уже в этом сезоне, однако пока Сергей остался на месте тест-пилота в команде Sauber F1.
Болид Формулы 1: сложнейшее технической устройство. Стоимость одной машины может начинаться от 1 до 5 млн евро. При этом, управлять всеми функциями гоночного автомобиля может сам пилот из кокпита. Так, разумеется, нет цифровых дисплеев и тач-скринов. Зато есть многофункциональный руль. Об основных функциях управления болидом Формулы 1 на руле наша инфографика.
Включение системы рекуперации кинетической энергии (KERS), повышающей мощность двигателя.
Кнопка включения нейтральной передачи. Используется на пит-стопе. По другому перейти на «нейтраль» на болиде невозможно.
Выключатель ограничителя скорости на пит-лейне. Она составляет до 100 км/ч в зависимости от трассы. За превышение гонщик получит штрафной проезд по пит-лейну.
Кнопка повышения оборотов двигателя до максимально разрешенных 18 000 об/мин.
Кнопка подтверждения о том, что пилот принял команду инженера совершить пит-стоп.
С помощью этой кнопки пилот подтверждает то, что знает о выезде на трассу автомобиля безопасности. Соответствеено ему предстоит сбросить скорость.
Эта кнопка отвечает за подачу специального минерального напитка. Жидкость подается через трубку в шлеме гонщика.
Этот переключатель отвечает за настройки дифференциала. Его регулируют перед входом в поворот.
С помощью этого тумблера пилот указывает системе, какой тип шин установлен. Электроника записывает точные данные о поведении машины на трассе для инженерного анализа.
Переключатель крутящего момента и чувствительности педали газа. В зависимости от условий, пилот выбирает определенный режим.
Режим изменение состава топливной смеси. Позволяет увеличить скорость болида в случае необходимости, например, на обгоне.
Стартовые настройки механизма сцепления. Зависит от состояния трассы.
Это многофункциональный переключатель, с помощью которого пилот может перевести двигатель в один из запрограммированных режимов работы, а также поменять настройки дисплея, коробки передач, дифференциала.
Переключатель настройки дифференциала на предельных скоростях.
Включение задней передачи. По другому активировать ее нельзя.
Кнопка перехода к отображению на дисплее схемы распределения усилия при срабатывании тормозов.
С помощью этой кнопки все данные о степени износа механизма сцепления, а также температуре трассы и характеристиках сцепления шин с дорожным полотном передаются инженерам.
Кнопка радиосвязи. Позволяет гонщику общаться с инженером.
Также довольно молодая, но очень успешная команда. Она была создана в 2004 году, а уже в 2005 дебютировала на гонке в Австралии. С самого начала пилоты команды показывали неплохие результаты, выводя Red Bull на 7-5 места в общем зачете. А с 2010 года команда становилась и остается по сей день лучшей в Кубке конструкторов. Пилоты команды — Себастьян Феттель и Даниэль Риккардо.
Самая старая команда, принимающая участие в «Формуле-1». Сама Scuderia Ferrari основана еще в 1929 году, а дебют в Гран-при состоялся в 1950 году в Монако. Всего команда приняла участие в 889 гонках «Формулы-1». Не удивительно, что Ferrari является и самой титулованной командой. На ее счету 16 Кубков конструктора. За итальянскою конюшню выступают Фернандо Алонсо и Кими Райкконен.
Это команда начинает свою историю с 1954 года, когда прошел ее дебют на чемпионате «Формулы-1» во Франции. Однако спустя два сезона команда Mercedes покинул королевские гонки… на долгие 55 лет. В 2010 году немцы приняли решение вернуться в «Формулу-1». И в принципе вполне успешно. Лучший результат в Кубке конструкторов, второе место Mercedes AMG Petronas F1 завоевал в прошлом сезоне. Пилоты команды — Льюис Хэмилтон и Нико Росберг.
В 1977 году на трассу в Силверстоуне, Великобритания, вышла команда «Формулы-1» Lotus Renault. Она неоднократно добиралась до призовых мест в Кубке конструкторов, однако получить его удалось лишь дважды. По ходу развития команда меняла партнеров и называлась Lotus Honda, Ford, Lamborghini. Но сейчас снова сотрудничает с Renault. Пилоты команды —Пастор Мальдонадо и Роман Грожан.
В 1963 году была создана британская команда McLaren. В 1966 году она дебютировала в гонках «Формулы-1» на Гран-при Монте-Карло (Монако). Команда сотрудничала с различными автопроизводителями и далеко не сразу называлась McLaren Mercedes. Лишь в 1990-х производители скооперировались и уже не расстаются до сих пор. На счету команды McLaren 8 Кубков конструкторов. Пилоты — Дженсон Баттон и Кевин Магнуссен.
Индийская молодая команда. Основана она была в 2007 году, а первое участие в Гран-при «Формулы-1» состоялось через год в Австралии. Успешными выступления команды вряд ли можно назвать. За шесть уже прошедших сезонов ей удалось занимать лишь шестое место в Кубке конструкторов. А лучший результат ее гонщиков в общем зачете — 11 место. Пилоты индийской команды — Нико Хюлкенберг и Серхио Перес.
Команда со швейцарской лицензией появилась в 1980 году, однако в королевские гонки ей удалось попасть лишь в 1993 году. Не очень удачные выступления на самом старте заставили искать спонсоров и партнеров. Практический каждый сезон команда находила новых коллег, был и Sauber Mercedes, Ford, BMW. С 2010 года Sauber начала ставить двигатели Ferrari. Лучшие результаты в Кубке конструкторов — второе место. Пилоты команды — Адриан Сутил и Эстебан Гутьерреc.
Еще одна старейшая команда «Формулы-1». Первая гонка состоялась в 1975 году в Аргентине. Всего за историю команда приняла участие в 646 Гран-при, в 9 сезонах Williams завоевывала Кубок конструкторов, а ее гонщики 7 раз становились лучшими в «Формуле-1». Команда сотрудничала с различными компаниями. Там были и Renault, и Honda, и Ford, и BMW, и Toyota, и Mercedes. На данный момент костяк команды составляют Фелипе Масса и Валттери Боттас.
Первая и пока единственная за всю историю российская команда «Формулы-1». Она была основана совсем недавно в 2011 году, а в 2012 году дебютировала на Гран-при Австралии. Пока похвастаться нечем. Лучшее место в Кубке конструкторов — 10. Ну а пилоты и вовсе пока занимали в лучшем случае 19 место в общем зачете. В сезоне 2014 года Marussia занимает 9 место с двумя заработанными очками. Несмотря на то что команда российская, пилоты не наши — Жюль Бьянки и Макс Чилтон.
А вот за эту команду на гонках в Сочи болеть будут все, ведь за рулем одного из болидов российский гонщик Даниил Квят. Сама команда также молодая, основанная в 2005 году. Впервые на гонках «Формулы-1» она засветилась в 2006 году на Гран-при Бахрейна. Дела, как и у Marussia, также обстоят не очень хорошо, но все же в 2008 году команда была шестой в Кубке конструкторов, а ее пилоты смогли подняться до восьмого места в общем зачете. В этом сезоне, помимо Даниила Квята, за команду Toro Rosso выступает Жан-Эрик Вернь.
Малазийская команда Caterham пришла в «Формулу-1» одновременно с нашей Marussia. Собственно, на данный момент было проведено всего два полноценных сезона, и команда также оказывалась на последних строчках в борьбе за Кубок конструкторов, и пилоты выше 19 места не поднимались. Ну и в этом сезоне похвастаться ей нечем: последнее место перед этапом в Сочи. Пилоты команды — Камуи Кобаяши и Маркус Эрикссон.
Аварии в «Формуле-1» — дело не редкое. Многие заканчивались плачевно, из-за некоторых закрывали трассы. Но часто происходят и совсем не серьезные происшествия, но с серьезными последствиями. Так было в 1994 году, на финальном этапе. За титул боролись Михаэль Шумахер (тогда выступавший за команду Benetton) и Дэмон Хилл, отстававший от немца на одно очко. Шумахер лидировал, но в конце гонки повредил шасси. Скорость упала, и Дэмон решил пойти на обгон. А Шумахер только этого и ждал и подставил свой борт в повороте под нос машины. В результате оба сошли с трассы, но чемпионом стал Михаэль. Кстати, с этой победы начался его триумфальное шествие к семи титулам.
Все команды «Формулы-1» стараются придумать оригинальные решения, чтобы одержать победу в чемпионате. Ведь выигрывают не только гонщики, но и конструкторы. Так, в 1960-х годах была первая попытка создать шестиколесный болид, более устойчивый и, как следствие, быстрый. Первой машиной стал Ferguson P99, созданный знаменитым конструктором тракторов Гарри Фергюсоном. Однако тогда машина так и не вышла на трассу, потому как другие команды стали выпускать среднемоторные машины и это решение оказалось дешевле и эффективнее. В 1980-е годы, когда о шестиколесном болиде задумался Williams, FIA запретила это решение, законодательно ограничив количество колес.
Гонщики «Формулы -1» зачастую придумывают коллегам прозвища — кому-то за заслуги, кому-то за поведение на трассе, кому-то за внешность. Так, самые известные прозвища гонщиков «Формулы-1»: Лев, Маэстро, Мошенник… но самое забавное — Бритни. В честь Бритни Спирс. Кого бы, вы думали, нарекли таким прозвищем? Нико Росберга. Первым увидел аналогию с певицей Марк Уэббер, когда они были напарниками по Williams. Еще бы золотистые волосы, смазливое личико. Так и прилипло. Говорят, что однажды в аэропорту Дубая Нико Росберг открыл свой паспорт и увидел, что кто-то заменил его фото на портрет Бритни Спирс. Вот такие шутки у пилотов «Формулы-1».
На самом деле самая длинная трасса «Формулы-1» находится в итальянском городе Пескара. Ее длина составляет 25,6 км. Однако официальное Гран-При проводили на этом автодроме лишь раз — в 1957 году. Поэтому самой длинной трассой чаще называют легендарную Северную петлю Нюрнбургринга. Длина трассы — 22,8 км. Ее также называют и самой опасной, из-за обилия сложных поворотов и перепадов высот. Собственно, сейчас из соображений безопасности гонки «Формулы-1» не проводятся и на Нюрбургринге. Однако трасса заслуженно называется легендарной, а автопроизводители едут туда ставить рекорды на новых машинах.
Успех команды и пилотов во многом зависит от правильной работы техников и инженеров на трассе: когда уйти на пит-стоп, сколько залить топлива, как быстро будет проведена операция по замене. Собственно, сейчас пит-стопы у гонщиков «Формулы-1» занимают секунды. Но есть команды, которые ставят своеобразные антирекорды. Так, в 2005 году команда BAR умудрилась провести самый длинный пит-стоп. На Гран-при Канады устранение неполадок на машине пилота Такумы Сато заняло 30 минут и 51 секунду. Гонщик, кстати, выехал на трассу, но до финиша так и не добрался, сойдя с трассы из-за проблем с тормозной системой.
Если бы не постоянное ужесточение технического регламента, болиды «Формулы-1» были бы значительно быстрее. Впрочем, в том числе ради удержания скорости в определенных пределах, а как следствие, ради безопасности, в «Формуле-1» и появляются все новые и новые ограничения.
Например, в сезоне 2014 года болиды «Формулы-1» превратились, по сути, в малолитражки. Вместо V8 объемом 2,4 л команды стали использовать турбированные 1,6-литровые агрегаты V6. Кроме того, максимальные обороты двигателя теперь снижены с 18 000 об/мин до 15 000 об/мин. Увеличен и ресурс мотора — с 2 000 до 4 000 км. И в течение всего сезона использовать можно только пять двигателей. Если все-таки придется устанавливать резервный шестой, то независимо от результатов классификации гонщик будет вынужден стартовать с пит-лейна.
Впрочем, в помощь гонщикам появилась доработанная система рекуперации энергии KERS, которая теперь называется ERS — Energy Recovery System. Обновлённая система накапливает и передает энергию с задней оси, кроме того, она генерирует энергию, поступившую от турбины, с помощью также новой системы MGUK (Motor Generator Unit Kinetic). В итоге разработчикам удалось добиться того, что общее количество аккумулированной энергии в среднем выросло в 10 раз.
Также технический регламент обязал инженеров располагать носовой обтекатель на высоте 185 мм от уровня земли (против 550 мм в 2013 году). Что из этого вышло, видно по смешным формам болидов текущего сезона. Кроме того, машины теперь оснащаются одной выхлопной трубой, при этом она должна располагаться по центру двигателя в направлении на центральную часть крыла.
Не меньше поправок в технический регламент ожидается и в будущем году. В частности, FIA хочет запретить использовать подогрев для колес. Сейчас, когда технические специалисты ждут машину на пит-стоп, они прогревают резину, чтобы получить лучшее сцепление после дозаправки и смены резины.
Должна увеличиться масса болидов — предположительно на 10 кг до 701 кг. Это опять же позволит снизить скорость автомобилей и сделать гонки безопаснее.
Также из соображений безопасности не будет допускаться слишком крутой перепад высот в передней части шасси. На сезон будет позволено использовать только четыре двигателя. А если потребуется пятый, то пилоты будут начинать гонку с последнего места на стартовой решётке, а не с пит-лейна.
По мнению экспертов, все нововведения делают «Формулу-1» менее зрелищной и ближе к более скромным кольцевым состязаниям. Для команд это дополнительные затраты. А значит, можно ожидать очередную смену партнеров, владельцев или вовсе отказы от участия в Чемпионате.