16+
Четверг, 3 декабря 2020
  • BRENT $ 47.01 / ₽ 3529
  • RTS1335.44
9 июня 2010, 18:13 ОбществоФинансы
В фокусе: Запрос дня от Google

На «Васю» за ценой не постояли

Лента новостей

Один из популярных запросов Google в среду — «Вася». Так называется картина Петрова-Водкина, ставшая топ-лотом на аукционе Christie’s в рамках «русской недели» в Лондоне. Цена превысила эстимейт более чем в 5 раз

Дорогой Вася. Картина установила рекорд на Петрова-Водкина. Фото: Christie's.
Дорогой Вася. Картина установила рекорд на Петрова-Водкина. Фото: Christie's.

Не появлявшийся на рынке почти 80 лет «Вася» Кузьмы Петрова-Водкина стал самым дорогим лотом утренней сессии Christie’s во вторник. Превысив экстимейт в 500 тысяч долларов более чем в пять раз, эта работа ушла за 2,6 млн — рекорд для произведений Петрова-Водкина.

«Натюрморт с розами и яблоками» Константина Коровина был продан за 1,4 млн долларов, «Скотный двор на берегу реки» Михаила Клодта ушел за 1,1 млн. Всего утренняя сессия Christie’s собрала 11,6 млн долларов.

«Результаты полностью оправдали наши ожидания. Активность русских покупателей, которые постоянно делали ставки, также была на пике», — цитирует РИА «Новости» Алексея Тизенгаузена, главу международного отдела русского искусства Christie's.

Sotheby’s: два рекорда

На прошедших днем ранее в британской столице летних торгах Sotheby’s любители российского искусства потратили почти 10,5 млн фунтов (15 млн долларов), чуть не дотянув до верхней планки эстимейта, отмечает портал artdaily.org. Сетевое издание подчеркивает две особенности прошедших в Лондоне торгов: большое стечение коллекционеров и два рекорда на произведения отдельных художников.

Эксперты говорят, что особенно удачно продавались работы с хорошим провенансом. Это, в частности, относится к картине Сергея Виноградова «Вид на Ай-Петри, Крым», которая находилась в частной коллекции в Европе. Она была выставлена впервые и ушла с молотка за цену, в 6 раз превысившую нижний порог эстимейта. Таким образом, был установлен мировой рекорд цены на произведение этого художника.

Картина Александра Яковлева «Тити и Наранге, дочери вождя Эки Бондо» ушла за 2,5 миллиона фунтов (3,6 млн долл.) — почти в 3 раза дороже предварительной оценки. Эта картина попала на торги также из частной европейской коллекции. Ее предыдущим владельцем был генеральный директор компании Citroen Жорж-Мари Хаардт.

Другим рекордом торгов стала цена на работу Юрия Пименова «Похищение Европы»; картина досталась еще одному нашему соотечественнику за 625 тысяч долларов.

Редкий и недавно открытый портрет Зиновия Гжебина кисти Юрия Анненкова, датированный 1919 годом, также продался исключительно хорошо. За него упорно бился покупатель из СНГ, которому портрет в конечном счете и достался за 2,5 млн долларов. Портал называет эту работу одной из самых значительных в творчестве Анненкова.

Зиновий Гжебин (1877—1929) был известным российским издателем, сыгравшим важную роль в интеллектуальной жизни страны, поясняет artdaily.org. Внучка издателя Сильвия Гжебин заявила, что «очень горда тем, что дедушка наконец получил признание от России, которого он не был удостоен при жизни». По словам внучки Зиновия Гжебина, он был идеалистом, который основал издательство, ставившее целью сделать доступной для самых широких слоев населения мировую литературу. Понимания современников на этом пути не снискал и уехал вначале в Берлин, а затем в Париж, где продолжил начатое. Всю жизнь он мечтал вернуться в Россию, но этому не суждено было исполниться.

Глава отдела русского искусства аукционного дома Sotheby’s Джо Викери (Jo Vickery) заявил, что он «в восторге от солидных результатов (торгов), которые продемонстрировали, что арт-рынок вернулся к уровню активности прошлого года». По словам Викери, который прибег к биржевым аналогиям, особенно хорошо продавались «голубые фишки» русской живописи начала ХХ века, в частности, работы Александра Яковлева. В разделе «Искусство XIX века» за рекордную цену ушла картина Ивана Шишкина «Чернолесье», 1876 г.; ее приобрел коллекционер из СНГ, заплативший 1,2 миллиона фунтов. Вообще наибольшую активность на торгах проявляли представители бывшего Советского Союза.

Главными покупателями произведений русского искусства стали бизнесмены из России и с Украины. Именно благодаря им взлетели цены на современное, модернистское и импрессионистское искусство России. Аукционные дома выражают уверенность в том, что аппетиты к русским картинам, рукописям и другим произведениям искусства не снизятся и в обозримом будущем. Директор специализирующегося на русском искусстве аукционного дома MacDougall’s Уильям Макдугалл заявил: «Мы ожидаем новых сделок, и рынок также их ждет». На нынешней неделе он рассчитывает на продажи на сумму 12 миллионов фунтов (17,3 млн долл); для сравнения: на последних торгах этого дома в декабре прошлого года удалось выручить 9,5 млн фунтов.

Арт-дилеры отныне проявляют такой же интерес к представителям среднего класса бывшего СССР, как ранее они проявляли к сверхбогатым олигархам, пришло к выводу агентство по итогам двух первых из четырех аукционов в Лондоне на этой неделе.

Торги русским искусством (на этой неделе в Лондоне их, помимо Sotheby’s и Christie’s, их проводят MacDougall’s и Bonhams) принесут 59 млн фунтов (86 млн долларов), предсказывает Bloomberg. Итог аналогичных торгов в прошлом году в Лондоне составил 29 млн фунтов.

Русское искусство останется в Лондоне

Вложения в искусство консервативнее, но и надежнее, чем все прочие инвестиции, поясняет в интервью BFM.ru гендиректор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин. «Произведения искусства не продаются дешевле, чем они были проданы последний раз. Бывает стагнация, иногда— довольно долгая, но потом подъем», — рассказывает Миндлин.

Тот факт, что Лондон превратился в основную площадку для торговли русским искусством, он объясняет тем, что покупать у крупных аукционных домов престижно и выгодно: «Sotheby’s и Christie’s — мощные активные структуры, которые привлекают большее количество потенциальных покупателей. Этим можно похвастаться перед друзьями». Если человек относится к приобретению предметов искусства как к инвестиции, то и держать покупки он предпочитает за границей.

Будь законодательство у нас более совершенным, русское искусство повезли бы обратно на родину, убежден Миндлин. «Это шлейфы советского сознания, боязнь того, что все возьмут, вывезут и распродадут. Но ведь английское искусство дороже всего стоит в Англии, американское — в Америке. И естественно, что русское дороже всего стоит в России. И его бы повезли сюда, а не стали бы вывозить», — считает гендиректор Государственного центра современного искусства

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию