16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
8 июня 2010, 11:25 Авто

Авиаперевозчики подлетают к восстановлению

Лента новостей

Авиаотрасль в этом году впервые покажет прибыль после двух лет затяжного кризиса. Так посчитала Международная ассоциация воздушного транспорта, отменив свои же пессимистичные предсказания двухмесячной давности об убытках

Авиаотрасль в этом году впервые покажет прибыль после двух лет затяжного кризиса. Фото: РИА Новости
Авиаотрасль в этом году впервые покажет прибыль после двух лет затяжного кризиса. Фото: РИА Новости

Авиаотрасль в этом году впервые покажет прибыль после двух лет затяжного кризиса. Так посчитала Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA) в своем новом прогнозе, отменив свои же пессимистичные предсказания двухмесячной давности об убытках.

В 2010 году отрасль авиаперевозок может показать прибыль в 2,5 млрд долларов. До этого, в марте этого года, IATA также делала прогноз и он был менее оптимистичным — 2,8 млрд долларов убытка по итогам года.

Показатели прибыли будут достигнуты впервые с 2007 года, и только в третий раз за прошедшее десятилетие, в течение которого отрасль пострадала от экономических рецессий, террористических атак и войн. Но при этом Европа, на территории которой произошло извержение вулкана Эйяфьятлайокудль, все же покажет убыток. Прошлый же год стал худшим для индустрии авиаперевозок — убытки перевозчиков составили 9,4 млрд долларов.

«Мировая экономика восстанавливается от последствий финансового кризиса значительно быстрее, чем можно было ожидать, — цитирует Bloomberg выступление главы IATA Джованни Бизиньяни (Giovanni Bisignani) 7 июня в Берлине на ежегодном собрании организации. — Авиакомпании получают выгоду от уверенного восстановления трафика».

Согласно прогнозу IATA, пассажирский трафик в 2010 году увеличится на 7,1%, объем грузовых перевозок — на 18,5%. По итогам года выручка авиакомпаний составит 545 млрд долларов, что на 13% выше, чем в 2009 году (483 млрд долларов), когда отрасль потеряла 10 млрд долларов. Но в этом году полного восстановления компании не достигнут, хотя, как прогнозирует IATA, для того, чтобы достичь докризисного уровня потребуется два года, а не три, как заявлялось ранее.

В этом году, по прогнозу организации, перевозчики Азии увеличат свои показатели на 7%, США — на 3,3%. Два этих региона станут двигателями роста отрасли. Азиатско-Тихоокеанский регион заработает 2,2 млрд долларов, а это больше показателей мартовского прогноза на 900 млн долларов. В 2009 году перевозчики региона потерпели убытки в размере 2,7 млрд долларов.

Североамериканские авиакомпании могут закончить этот год с прибылью в 1,9 млрд долларов, однако этот прогноз выше предыдущего всего на 100 млн долларов.

Экономический рост стран Персидского залива, подогреваемый уверенным ростом цен на нефть и инвестиций, является предпосылками для роста показателей авиаперевозчиков. Авиакомпании ближневосточного региона могут получить прибыль в 100 млн долларов в этом году, против 600 млн долларов убытка в предыдущем.

Emirates — крупнейший авиаперевозчик региона, базирующийся в Дубае, получит, согласно собственному прогнозу, в 2010 финансовом году (закончится 31 марта) прибыль, превышающую 964 млн долларов. Об этом в Берлине сообщил глава компании Тим Кларк (Tim Clark). «Прибыль значительно выше, чем год назад. Она почти достигла уровня 2008 года», — уточнил он.

Есть в этой бочке меда и две ложки дегтя. IATA прогнозирует, что в связи с ростом цен на нефть в этом году увеличится доля затрат на авиационный керосин в общей структуре эксплуатационных затрат — до 26% с 23% в 2009 году. Нефть марки Brent будет стоить 79 долларов за баррель, полагают в IATA.

Кроме того, несмотря на общее восстановление отрасли, европейские авиакомпании закончат этот год с убытком в 2,8 млрд долларов. Это на 600 млн долларов больше, чем прогнозировалось пару месяцев назад — в марте. Причина — извержение вулкана Эйяфьятлайокудль, которое началось 14 апреля и парализовало авиатранспортное сообщение на шесть дней. Из-за закрытия воздушного пространства было отменено 100 тысяч рейсов. Это стоило отрасли 1,8 млрд долларов, из которых 1,26 млрд взяли на себя европейские перевозчики, напоминает Bloomberg.

В России ситуация с авиаперевозками тоже налаживается. По данным Росавиации, за 4 месяца этого года пассажирские авиаперевозки выросли на 33,1% и почти достигли 14 млн пассажиров. Однако эксперты осторожны в своих прогнозах итогов года. Как ранее заявлял BFM.ru глава Avia.ru Роман Гусаров, рост за год составит 10–15%, и то, «если не произойдет форс-мажорных ситуаций». «Надо все-таки учитывать, что сейчас сравнение идет с аналогичным периодом предыдущего года, когда мы были фактически на дне перевозок, когда был безумный провал примерно на том же уровне — в 20%, — говорит Гусаров. — Поэтому сегодняшний взрывной спрос — это не более чем восстановление. И дай бог, чтобы мы к концу этого года вышли на показатели 2008 года».

От последнего форс-мажора — извержения вулкана в Исландии — российские компании в минус не ушли. Просто рост за апрель оказался скромнее, чем ожидалось — 25% до 3,7 млн пассажиров. В марте этого года он превышал 36%.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию