16+
Вторник, 24 ноября 2020
  • BRENT $ 45.13 / ₽ 3438
  • RTS1256.81
31 мая 2010, 18:01 Технологии

Lenovo замахнулась на повторное удвоение

Лента новостей

О том, как сегодня обстоят дела у Lenovo в России и о планах компании на этот год BFM.ru рассказал генеральный директор по развитию бизнеса Lenovo в России и странах СНГ Артур Вей

Компания Lenovo объявила результаты своей деятельности в 2009 финансовом году (он завершился 31 марта 2010 года). По данным производителя, за год он смог вернуть себе прибыльность. Так, выручка компании за 2009 финансовый год составила 16,6 млрд долларов, а чистая прибыль достигла 129 млн долларов. Аналогичные показатели за 2008 финансовый год составляли 14,9 млрд долларов и 226 млн убытка. О том, как сегодня обстоят дела у Lenovo в России BFM.ru рассказал генеральный директор по развитию бизнеса Lenovo в России и странах СНГ Артур Вей:

— Здесь надо начать с начала — с 2005 года, когда Lenovo приобрела подразделение персональных компьютеров IBM. Тогда же Россия была отнесена к региону EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка). При этом успех компании на российском рынке был не очень значительными. В 2008 году доля Lenovo на российском компьютерном рынке составляла всего 0,9% — компания занимала 13 место среди производителей. Эту ситуацию необходимо было менять, что и было сделано. В результате, уже к концу прошлого года компания занимала в России 5 место и имела долю в 9% на рынке ноутбуков и 5,8% на компьютерном рынке в целом. При этом еще в 2008 году компания включила Россию, как страну с высоким потенциалом, в группу развивающихся рынков. По данным IDC, в 2008 году компания продала в России более 110 тысяс компьютеров. В прошлом году объем продаж составил более 300 тысяч единиц. А это более чем 100% рост продаж. За последний квартал 2009 финансового — первый квартал текущего календарного года в России продано около 120 тысяч компьютеров. А поскольку первый квартал считается относительно слабым для продаж, то можно предположить, что в этом году компания также получит очень хороший результат.

Стоит отметить также, что, во всем мире компания продает около 25 млн компьютеров. Исходя из этого, несложно сделать вывод, что на долю России приходится немногим более 1% от общего объема продаж Lenovo. Однако если говорить о темпах роста, то здесь Россия номер один — если сравнивать квартал первый прошлого года и этого, то получится более 300% роста. Так что для компании Россия сейчас — один из самых быстрорастущих рынков.

— Что компании пришлось сделать для достижения этих показателей?

— Такое развитие бизнеса потребовало соответствующего развития человеческих ресурсов. Так, в 2008 году в российском представительстве Lenovo работало менее 20 сотрудников. Сейчас их уже более 40 человек. И к концу года компания намерена удвоить их число.

— Как компания сейчас строит свой бизнес в России?

— Весь бизнес Lenovo основан на работе с партнерами. В России компания работает как с дистрибьюторами, так и с крупными розничными сетями. В настоящее время у нас пять крупных дистрибьюторов, которые входят в Top-10 российских дистрибьюторов. Что касается торговых сетей, то здесь мы сотрудничаем с тремя из них — «М.Видео», «Эльдорадо» и «Медиамаркт». Причем схемы работы используются различные. Иногда этим партнерам удобнее покупать технику напрямую у Lenovo, иногда дистрибьюторы предоставляют более выгодные условия. Так чаще всего и происходит — сегодня очень большая часть бизнеса с торговыми сетями идет именно через дистрибьюторов. Ну, и, конечно, у нас есть реселлеры, которые работают с корпоративными заказчиками.

— Как развивается бизнес компании в корпоративном и пользовательском сегментах?

— На этот вопрос можно ответить, приведя данные по доле рынка, занятой компанией. Так, по итогам последнего квартала 2009 года Lenovo занимала 9,7% рынка ноутбуков для корпоративного сегмента и 9,2% — потребительского.

Стоит отметить, что для себя Lenovo выделяет три сегмента: крупных корпоративных заказчиков, средний и малый бизнес и домашних пользователей. Здесь стоит особо отметить, что Россия отличается тем, что очень большая доля поставок приходится на сегмент домашних пользователей. То есть около 76% всех поставляемых ноутбуков приходится на частных покупателей. Это особенность российского рынка. В сегменте среднего и малого бизнеса продается около 20% ноутбуков, а на долю крупных заказчиков остается еще около 5%. К последним относятся предприятия энергетики, нефтегазовой отрасли, образовательные учреждения, финансовые организации и, конечно, госсектор.

— Как кризис сказался на бизнесе в России, какие меры компании пришлось принимать для минимизации его последствий?

— Если честно, то кризис помог Lenovo в улучшении позиций на российском рынке. Так, в разгар кризиса в 2009 году три квартала подряд компания по всему миру отмечала рост своих показателей. В результате, к концу года по всему миру доля Lenovo увеличилась до 9%. Если мы говорим о России, то до кризиса наша доля была примерно 2%, а после — 5,8%. Так что в России мы увеличили наши обороты.

Таких результатов компания добилась благодаря стратегии «Защищать и нападать». «Защита», так сказать, относится к тем рынкам, на которых компания уже сильна. Например, к китайскому, где доля Lenovo составляет 33,4%. А наступательная стратегия относится к развивающимся рынкам, где компания сделала существенные инвестиции в свое развитие и в развитие своих продаж. В результате, начиная с первого календарного квартала 2009 года, Lenovo набирала и набирала обороты на российском рынке ноутбуков. Так что во время кризиса продажи росли наиболее быстро.

— За счет чего?

— Первое — это продуктовое предложение. Мы предложили потребителям как в коммерческом, так и в пользовательском сегментах наиболее полную линейку продуктов и по конфигурациям, и по ценам. Важную роль сыграла стратегия работы с партнерами. Во время кризиса мы сосредоточились на том, чтобы во всем поддержать их. Среди соответствующих мер были и специальное кредитное предложение, и предложения по поддержке продуктов, и помощь в вопросах логистики. Было реализовано очень много маркетинговых программ, которые помогали им занять большую долю на рынке. Свою роль сыграли и наши инвестиции в российский рынок. Как я уже отмечал, до кризиса у нас работало 20 человек, сейчас — более 40 и мы намерены продолжать такое инвестирование. То есть в целом получается три составляющие успеха: правильное продуктовое предложение, работа с партнерами и инвестиции.

— Правильное продуктовое предложение — это когда люди пошли за более дешевыми и менее сложными машинами во время кризиса?

— Российский потребитель один из самых требовательных в мире. Но, кроме того, россияне большое внимание уделяют той ценности продукта, который они получают за свои деньги. Во время кризиса потребители стали очень внимательны к соотношению цена-производительность. Они хотели не просто дешевый продукт, а не дорогую машину с большим количеством функций. Они стремились найти баланс между ценой компьютера и его навороченностью. Lenovo, в свою очередь, никогда не была самой дешевой компанией на рынке. Есть производители с компьютерами куда более дешевыми, чем у нас. Но у нас получилось найти нужный потребителю баланс между ценой и функциями ноутбуков.

— Что Вы подразумеваете под продолжением инвестиций?

— Здесь мы собираемся действовать по нескольким направлениям. Первое из них — развитие персонала. Люди — это те, кто делает бизнес. Мы направили усилия на то, чтобы найти лучших и нанять их. И теперь развивать их, конечно. В компании действует специальная программа по развитию человеческих ресурсов. Она включает в себя тренинги, программы по передаче опыта, когда человек на неделю едет в Китай и знакомится со штаб-квартирой, с людьми, с партнерами.

Второе направление развития — работа с каналами, партнерами. Здесь мы также предлагаем обширные программы тренингов, где их учат, как следует работать с продукцией Lenovo, как ее продавать и т.п. Кроме того, мы провели два интересных мероприятия — приглашали ведущих партнеров в поездку в Пекин, Шанхай, чтобы познакомить их с тем, как организована работа в Китае.

Третье направление инвестиций — это, конечно, маркетинг.

Таким образом, здесь у нас также три направления: люди, маркетинг и работа с партнерами.

— Какие у компании планы по развитию бизнеса в России в текущем году?

— Первое — продолжение кадрового развития. Мы хотим набрать как можно больше талантливых российских профессионалов на ведущие позиции, которые будут развивать бизнес. Второе направление — это инвестиции в развитие персонала. Например, в реализацию специальной программы для вторых людей в локальном офисе, для менеджеров, которые напрямую подчиняются руководителю представительства. Для них разработана годовая тренинговая программа, которая включает в себя перенимание опыта работы подразделений Lenovo в других странах, знакомство с лучшими практиками. Также они могут участвовать с топ-менеджерами в обучающих программах.

Третье направление — развитие продуктового предложения. В этом году компания планирует удвоить количество моделей, которые будут представлены на российском рынке (по отношению к прошлому году). Мы хотим, чтобы наши продукты первыми включали в себя новые технологические решения.

Четвертое направление — работа с партнерами. Сейчас мы каждый квартал проводим аудит нашего совместного бизнеса с каждым из наших партнеров. Эта практика была введена в прошлом году.

И последнее — это маркетинг. Мы в этом году хотим удвоить наши усилия в этом направлении. Удвоить инвестиции в развитие бренда. Хотим, чтобы торговая марка Lenovo на российском рынке был еще более узнаваема.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию