16+
Четверг, 26 ноября 2020
  • BRENT $ 48.48 / ₽ 3663
  • RTS1301.83
31 мая 2010, 11:22 МакроэкономикаФинансыОбществоКомпании

Эльвира Набиуллина не допустит роста цен на бензин

Лента новостей

Глава Минэкономразвития не опасается резкого роста цен на бензин в случае повышения акцизов на нефть и нефтепродукты после отмены транспортного налога, о чем пообещал вице-премьер РФ Сергея Иванов

Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина не опасается резкого роста цен на бензин после повышения акцизов на нефть и нефтепродукты. Фото: РИА Новости
Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина не опасается резкого роста цен на бензин после повышения акцизов на нефть и нефтепродукты. Фото: РИА Новости

Глава Минэкономразвития не опасается резкого роста цен на бензин после повышения акцизов на нефть и нефтепродукты, когда отменят транспортный налога. «Есть предварительные расчеты, считаем разные сценарии, потому что действительно акцизы на нефтепродукты лучше, чем транспортный налог, но нам важно не допустить резкого роста цен на бензин», — прокомментировала Эльвира Набиуллина заявление вице-премьера РФ Сергея Иванова.

Напомним, Сергей Иванов считает возможным и вероятным отмену транспортного налога с 2011 года. «Полагаю, эта новость порадует многих автолюбителей, которые по тем или иным причинам редко эксплуатируют свои транспортные средства, однако вынуждены платить этот налог наравне со всеми», — сказал вице-премьер. По его словам, теперь объемы расходов автовладельцев на содержание автомобиля будут определяться «в первую очередь количеством потребляемого топлива».

А в качестве замены транспортного налога правительство собирается увеличить акцизы на нефтепродукты с 2011 года для пополнения дорожных фондов, «что является мировой практикой».

Как отметил в этой связи гендиректор компании «Метапроцесс» Кирилл Лятс, в данном случае ориентир взят на западноевропейский механизм формирования акцизов, то есть 15–20% от стоимости бензина. «Нам это обойдется дополнительно в 3–4 рубля за каждый литр бензина», — прогнозирует Лятс.

Правда у этой идеи есть и противники. Например, член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева заявляла BFM.ru, что транспортный налог не так уж и плох, потому что более высокими ставками облагали мощные автомобили. Она также указывала на то, что акцизы обезличены, поэтому неизвестно, как после отмены транспортного налога обеспечить компенсации льготникам. Помимо этого, она фактически призвала не верить правительству и предупредила, что увеличение акцизов на бензин разгонит инфляцию, в том числе и цены на бензин. По ее словам, в России инфляция «имеет немонетарный характер, зависит от роста цен на энергоносители и тарифы естественных монополий, и стоимость бензина здесь имеет принципиальное значение».

Впрочем, на это аналитик банка «Траст» Владимир Брагин отмечал, что связанный с возросшими акцизами на бензин разгон инфляции будет носить «бумажный» характер. «Раньше потребители платили определенную сумму в виде транспортного налога. Теперь они будут платить ее же в другой форме. Фактически реальная стоимость эксплуатации автомобиля для потребителей останется примерно той же самой. Но большая часть этих расходов будет выглядеть как расходы на бензин, поэтому статистически будет казаться, что инфляция растет», — заявил ранее BFM.ru Брагин.

Призвала не преувеличивать влияние акцизов на бензин и инфляцию и главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова.

Как бы то ни было, уже практически решено, что акцизы на нефтепродукты будут с 1 января следующего года использоваться для пополнения дорожного фонда. По расчетам Минтранса, в этот фонд должно поступить 50% от увеличенных акцизов на бензин, дизтопливо и моторные масла. В абсолютных цифрах это 475 млрд рублей. Сейчас акцизы на бензин, дизельное топливо и моторные масла находятся в распоряжении региональных бюджетов.

Но эта сумма выглядит недостаточно с точки зрения эффективного финансирования дорожного хозяйства. И как дополнительно сообщила Эльвира Набиуллина, помимо акцизов, рассматриваются «какие-то, возможно, другие источники». «Другие источники, в том числе неналоговые доходы от сдачи в аренду, использования придорожной инфраструктуры. Будем смотреть, может быть, источники общего покрытия, не привязанные к транспорту», — сказала министр.

Сергей Иванов упоминал также о том, что источниками дополнительного финансирования федерального дорожного хозяйства могут стать введение платы за проезд по автодорогам общего пользования транспортных средств общей массой свыше 12 т, а также доходы, поступающие от присоединения объектов дорожного сервиса и возмещения ущерба, наносимого автомобильным дорогам федерального значения.

Однако и Эльвира Набиуллина, и Сергей Иванов рассчитывают, что взлета цен на бензин не будет. Кроме того, вице-премьер заверил, что «ни при каком сценарии экономического развития страны» расходы на дорожное хозяйство уменьшаться не будут.

Правда, на практике речь должна идти не об уменьшении, а об увеличении таких расходов в случае образования дорожного фонда. По мнению члена совета директоров Первого республиканского банка Людмилы Лебедевой, сейчас финансирование на дорожные нужды недостаточное и, учитывая размеры территории и запущенность ряда основных магистралей, «речь идет о сумме до 500 млрд рублей», а основным критерием работы новой структуры должна стать максимальная прозрачность расходования средств.

За такими фондами должен быть контроль, как минимум, аналогичный бюджетному, соглашался с ней руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит» Андрей Приходько. В противном случае, затея с формированием дорожного фонда рискует оказаться контрпродуктивной.

Аналитик ФК «Открытие» Гельды Союнов полагает, что включение транспортного налога в цену бензина фактически мало что изменит с общеэкономической точки зрения, так как в значительной степени это является лишь изменением схемы налогообложения. Возможно, лишь ненамного увеличится собираемость налогов.

Однако он поддерживает эти изменения как пользователь дорог и автолюбитель c точки зрения «пропорциональности налогообложения». «Сейчас можно наезжать по 150–200 км в день на машине небольшого литража и платить небольшой транспортный налог. Но именно такие машины среднего и малого литража, те же модели Ford Focus и ВАЗы, доля которых выше всего в автопарке, в наибольшей степени являются «ответственными» за износ дорожного полотна, — сказал BFM.ru аналитик. — А при новой схеме люди будут платить по факту наезда. И заодно в дальнейшем это будет способствовать переходу автовладельцев на меньший литраж».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию