16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.30 / ₽ 8227
  • RTS1178.69
28 мая 2010, 21:22 Макроэкономика

Дорогая нефть катастрофически расслабляет

Лента новостей

140 долларов за баррель — катастрофа для страны, пропадают стимулы развития. И вообще от нефти пора уже отвыкать. Скоро изобретут альтернативное топливо, считает президент России Дмитрий Медведев

140 долларов за баррель —  для России катастрофа, считает президент Дмитрий Медведев. Фото: ИТАР-ТАСС
140 долларов за баррель — для России катастрофа, считает президент Дмитрий Медведев. Фото: ИТАР-ТАСС

«Конечно, мы заинтересованы, чтобы наши энергоносители хорошо продавались, и мы не заинтересованы в запредельно низких ценах на нефть. Но если говорить прямо, то 140 долларов за баррель — это для России катастрофа, это уничтожение всех стимулов к развитию», — сказал президент России Дмитрий Медведев на встрече с активом «Единой России».

То есть, президент считает, что, только преодолевая трудности, страна сможет достичь успеха. По данным главы государства, в интернете сейчас все наблюдают за динамикой цен на нефть. «То, что они уже болтаются в границах от 70 до 80 долларов, уже здорово, повезло, значит уже бюджет «бьется», уже можно ничего не делать. А если будет 90, так вообще можно расслабиться. Какая модернизация, зачем этим заниматься, и так будут деньги на выполнение социальных программ!» — описал Медведев стереотипы российской элиты.

Из ситуации, когда и низкая и высокая цена на нефть не предвещает ничего хорошего, есть выход — альтернативный источник энергии. На него человечеству намекнула авария на нефтяной скважине компании BP в Мексиканском заливе. «Печальное происшествие для экологии. Но я сейчас о другом, хотя экологические последствия могут быть очень страшными. Я говорю о том, что после таких происшествий человечество явно должно направить свой интеллектуальный потенциал, чтобы создать альтернативные источники энергии», — сказал Медведев.

Сомнений в том, что топливо будет создано, у президента нет. «И-таки создадут, можете не сомневаться. Никто нефтью еще 200 лет назад не пользовался, газом никто не пользовался 100 лет, атомной энергией не пользовались 70 лет назад, а сейчас все пользуются. Значит, появится и водородное топливо, и другие виды топлива, — убеждал он членов «Единой России». — И куда мы денемся со своими нефтью и газом?».

Эксперты считают, что пока беспокоиться об этом рано. В ближайшие десятилетия общемировой переход на альтернативные источники энергии маловероятен, считает научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. По его прогнозам, первым делом разочарует биотопливо (это произойдет из-за его относительной ценовой неконкурентоспособности и создания дисбалансов на рынках сельхозсырья).

Как минимум 20 лет не будет альтернативы нефти, а альтернативу газу не придумают еще 50 лет, считает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. По мнению Иноземцева, альтернативные энергетические технологии примерно через пару десятилетий, в лучшем случае смогут обеспечить только 20-25% энергопотребностей человечества.

Основные сдвиги в мировой энергетике будут связаны не с альтернативными технологиями, а с прорывом в уровне энергоэффективности и в области использования таких источников, как, например, попутный газ и сланцы, полагает Иноземцев.

Тем не менее, посыл президента правильный, считают эксперты. «Конечно, мы очень зависим от сырья и президент глубоко прав, когда говорит о необходимости снижения этой зависимости, я его риторику в этом отношении всецело на 100% поддерживаю», — сказал Иноземцев. Эксперт считает, что с точки зрения развития, было бы лучше, чтобы цены не стояли в этом диапазоне, а иногда уходили ниже 58 долларов и выше 75 долларов за баррель. «Это стимулировало бы правительство предпринимать более серьезные усилия», — сказал эксперт. Снизить долю от экспорта энергоресурсов в доходах бюджета с 75% до 40% он считает вполне реальной.

Микаелян согласен, что слишком высокие нефтяные цены крайне не выгодны для России. Настоящий уровень вполне позволяет проводить модернизацию, так как никакие реформы и позитивные экономические изменения без финансов «невозможны». Вообще же, по его мнению, модернизация может происходить вследствие двух стимулирующих мотивов — мотива конкуренции и образования, когда изменения будут происходить «не потому что так надо, а потому что так правильно».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию