16+
Пятница, 27 ноября 2020
  • BRENT $ 48.90 / ₽ 3703
  • RTS1307.14
28 мая 2010, 23:58 Макроэкономика

Таможенный кодекс Белоруссии не писан

Лента новостей

Россия и Казахстан с 1 июля введут в действие Таможенный кодекс Таможенного союза без Белоруссии. Премьер этой страны Сергей Сидорский не приехал на встречу с коллегами после того как Москва отказалась покупать «Белтрансгаз»

Россия и Казахстан с 1 июля введут в действие Таможенный кодекс Таможенного союза без Белоруссии. Фото: АР
Россия и Казахстан с 1 июля введут в действие Таможенный кодекс Таможенного союза без Белоруссии. Фото: АР

В пятницу в Санкт-Петербурге должна была состояться встреча премьеров России, Белоруссии и Казахстана. Но встретились только двое — Владимир Путин и Карим Масимов. Премьер Белоруссии Сергей Сидорский отказался ехать в Санкт-Петербург после того как Москва резко отвергла предложение Александра Лукашенко о покупке «Белтрансгаза».

Путин и Масимов подписали все необходимые документы. «Мы договорились ввести в действие на двусторонней основе с 1 июля Таможенный кодекс Таможенного союза», — отчитался российский премьер. Он отметил, что Казахстан и Россия открыты для присоединения Белоруссии ко всем соглашениям и решениям, принятым в рамках второго этапа формирования Таможенного союза.

Объединившись, Казахстан и Россия сразу продемонстрировали особую экономическую близость, которой, вероятно, должна позавидовать, оставшаяся в стороне Белоруссия. «И Россия, и Казахстан находятся на продвинутой стадии вступления в ВТО», — передает ИТАР ТАСС слова Путина. Премьер считает, что вдвоем присоединиться к этой организации будет проще. «Но это не является причиной и поводом для того, чтобы не развивать интеграцию на трехсторонней основе, включая Белоруссию», — предупредил он.

Напомним, общий таможенный кодекс должен был заработать 1 июня этого года. Однако в пятницу, 21 мая, в Санкт-Петербурге Россия, Белоруссия и Казахстан так и не смогли договориться, как выразился Путин, «по отдельным параметрам экономического взаимодействия».

Чувствительные моменты для Белоруссии — это отмена пошлин на весь объем поставляемой в эту страну российской нефти (около 20 млн тонн) вместо 6,3 млн тонн, которые поставляются беспошлинно. Для России это — импортные пошлины на автомобили и авиационную технику. Наша страна настаивает на поддержании высоких пошлин на ввоз иномарок — 25-процентные на новые и 35-процентные — на подержанные автомобили. Белоруссия утверждает, что эти меры уже привели к тому, что спрос на иномарки упал почти на треть. А Россия указывает, что снижение пошлин нивелирует все те усилия, которое правительство приложило для поддержки отечественного автопрома. Также Россия выступает против обнуления пошлин на ввоз авиационной техники. Камень преткновения во взаимоотношениях Москвы и Астаны — это действие на территории Казахстана нормы, согласно которой физические лица могут завозить на свою территорию до двух тонн иностранного товара с пониженной таможенной ставкой без ограничения числа таких завозов. Россия настаивает на отмене этого правила из-за опасения наплыва китайских товаров.

На обсуждение ключевых вопросов экспертам трех стран отвели неделю. А с пятницы (встреча в Петербурге продлиться до 29 мая) премьеры трех стран должны были уладить все существующие противоречия в рамках создания единого таможенного пространства. «Ведомости» сообщали, со ссылкой на источник в аппарате казахстанского премьера, что Россия и Казахстан «додавят белорусов». Но эту задачу пока выполнить не удалось. С политической точки зрения эти переговоры можно считать проваленными, говорит BFM.ru начальник отдела аналитических исследований ИГ «Универ Капитал» Дмитрий Александров.

Благодаря президенту Белоруссии Александру Лукашенко и вице-премьеру России Игорю Сечину с четверга интрига только накалялась. Уже за день до переговоров Александр Лукашенко своевременно заявил, что Белоруссия готова передать «но за хорошие деньги» принадлежащие ей контрольные пакеты «Белтрансгаза» и Мозырского НПЗ. Россия же должна предоставить газ и нефть по внутрироссийским ценам. Цену пакета Лукашенко не назвал.

Однако уже в пятницу, в день переговоров, вице-премьер России Игорь Сечин заявил, что Россия не заинтересована в приобретении пакетов. А за уже имеющийся пакет — наша страна увеличила свою долю в «Белтрансгазе» с 37,5 до 50% в марте этого года — мы «переплатили», выложив 2,5 млрд долларов. После этого заявления пресс-секретарь главы белорусского правительства Александр Тимошенко заявил, что Сергей Сидорский, возможно, не примет участие в переговорах. Позднее был получен официальный отказ от участия в них из-за разногласий по принципиальным вопросам.

Эксперты указывают, что контроль над «Белтрансгазом» уже давно являлся целью «Газпрома». Почему теперь Россия отказалась от контроля, BFM.ru объяснил главный аналитик «Велес Капитала» Дмитрий Лютягин. Для установления контроля, России необходимо докупить 25% плюс одну акцию «Белтрансгаза». До кризиса, по его расчетам, адекватная цена 100% акций «Белтрансгаза» составляла 4,5 млрд долларов. В кризис она снизилась примерно до 3—3,5 млрд долларов. Таким образом, сейчас 50% акций «Белтрансгаза» должна была составлять 1,5—1,75 млрд долларов.

«Докупив блокпакет, наша страна, по сути, лишила бы Белоруссию возможности политического манипулирования, — говорит Лютягин. — Но Белоруссия вряд ли согласится оставлять себе часть пакета, который уже ничего не решает, а потому, возможно, что России был предложен 50-процентный пакет».

Таким образом, сейчас России нужно доплатить за контроль примерно 1,5 млрд долларов. Взамен Белоруссия хочет получать газ и нефть по внутрироссийским ценам. «Однако если Россия пойдет на требования Белоруссии, и оставит для нее низкие цены на газ, то до 2015 года наша страна недополучит только за газ 8 млрд долларов при сохранении нынешних объемов поставок, — указывает Лютягин. Фактически контроль над предприятием России обойдется не в 1,5 млрд долларов, а 9,5 млрд долларов.

Сейчас контрактная цена на газ для Белоруссии составляет 169 долларов за 1 тысячу кубометров, с 2011 года среднегодовая цена на газ должна увеличится до 186 долларов, а к 2013—2015 годам — она может составить 208—210 долларов за тысячу кубометров. Ранее Владимир Путин заявлял, что в этом году за счет льготных условий поставок энергоносителей из России Белоруссия сэкономит более 4 млрд долларов. Сейчас Белоруссия платит 150 долларов, из-за чего возникла задолженность, достигшая, по данным «Газпрома», к 1 мая 192 млн долларов, добавляет РИА «Новости».

Эксперты давно предупреждали, что несговорчивость белорусской стороны может привести к тому, что Таможенный союз будет действовать только между Россией и Казахстаном. Александров говорит, что это ударит по идее интеграции на постсоветском пространстве.

Теоретически, возможен замен страны в создаваемом едином экономическом пространстве, считает эксперт. «В роли третьей страны может выступить государство Средней Азии, но при ближайшем рассмотрении союзы с этими странами не могут считаться выгодными», — замечает он. Эксперт сразу «отметает» Киргизию в качестве партнера. «Туркменистан и Узбекистан могли бы выступить нашими партнерами, — сказал Александров, — однако России проще контролировать поставки товаров на своей территории, чем доверять проверку другим странам».

Добавим, в пятницу председатель палаты представителей Национального собрания Белоруссии Вадим Попов опроверг заявления о том, что республика тормозит создание Таможенного союза. «На рассмотрение президента Белоруссии Александра Лукашенко поступил Таможенный кодекс Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана и протокол к нему», — сообщил он.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию