16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 85.86 / ₽ 7950
  • RTS1127.87
24 мая 2010, 16:42 ОбществоПраво

Михаил Касьянов поучаствовал в судебно-политическом шоу

Лента новостей

Сегодня на процессе Михаила Ходорковского и Платона Лебедева дал показания бывший премьер-министр РФ Михаил Касьянов. При этом сам процесс он расценил как «политическое шоу, которое не имеет ничего общего с правосудием»

Экс-премьер России Михаил Касьянов Фото: РИА Новости
Экс-премьер России Михаил Касьянов Фото: РИА Новости

В Хамовническом суде Москвы сегодня на процессе Михаила Ходорковского и Платона Лебедева дал показания бывший премьер-министр РФ Михаил Касьянов. Он стал первым свидетелем защиты. Касьянов заявил, что бывшие акционеры ЮКОСа преследуются по политическим основаниями, а инициатором их уголовного дела являлся Владимир Путин. На вопрос о предъявленном подсудимым обвинении в хищении 350 млн тонн нефти политик ответил однозначно: «Такого не может быть!»

О приезде именитого свидетеля в суд стало известно лишь за несколько минут до заседания. Михаил Касьянов, одетый в темно-серый костюм и сиреневый галстук, вошел в залу суда в сопровождении двух охранников. Кивнув подсудимым, он занял место за свидетельской трибуной.

На вызове политика в суд защитники подсудимых настаивали еще год назад, в начале процесса. Однако тогда судья Виктор Данилкин счел эту просьбу преждевременной и ходатайство отклонил. На этот раз адвокаты решили не ждать благосклонности Фемиды, и организовали приезд Касьянова сами. По закону, отказать в допросе явившегося свидетеля суд не мог. Однако гособвинитель Валерий Лахтин все же пытался возразить: «Свидетель ни коим образом не сможет пояснить сущность предъявленных обвинений», — заявил прокурор. Но суд все-таки решил Касьянова послушать.

Первым делом Виктор Данилкин предупредил свидетеля об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. «У вас есть основания для оговора подсудимых?» — обратился он к свидетелю. «Нет», — ответил тот.

После этого к допросу политика приступил адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант.

Отвечая на его вопросы, Михаил Касьянов рассказал, что из подсудимых знает лишь экс-главу ЮКОСа. Он рассказал также, что в 1998 году занимал пост министра финансов, годом позже — был назначен вице-премьером, а с 2000 по 2004 год возглавлял работу правительства России. В эти годы ему неоднократно по службе приходилось общаться с Михаилом Ходорковским.

Один из главных налогоплательшиков страны

По словам Касьянова (в настоящее время он является председателем общероссийского общественно-политического движения «Российский народно-демократический союз», — BFM.ru), тогда ЮКОС входил в девятку крупнейших нефтяных компаний страны. «ЛУКОЙЛ был на первом месте, а ЮКОС на втором. Потом ЮКОС занял первое место», — сказал он. «Каждые полгода мы проводили совещания с ведущими нефтяными компаниями, поскольку они являлись главными налогоплательщиками страны», — пояснил экс-премьер. Он сообщил, что на протяжении 2001-2002 годов правительство вело работу по подготовке новой системы налогообложения в нефтяной отрасли. «Моя позиция была такова: не могут приниматься законы, если о них не знают те, кто будет их исполнять. Поэтому был создан Совет по предпринимательству при председателе правительства, где все законы, которые принимались, предварительно обсуждались с представителями бизнеса. После этого они вносились в Госдуму»,— уточнил Касьянов.

«А каким образом контролировалась деятельность ЮКОСа со стороны правительства или специальных служб?» — поинтересовался Клювгант. На что Касьянов пояснил, что правительство главным образом интересовала уплата нефтяным гигантами налогов.

«По объему уплаты налогов ЮКОС был где-то в середине девятки», — сказал экс-премьер. Он подчеркнул, что никакая информация, связанной с нарушением технологии добычи или уплаты налогов ЮКОСом, до него «не доходила». «Министерство экономики и Минстерство природных ресурсов обобщали поступающую информацию и делали выводы о правомерности деятельности компании», — рассказал Касьянов порядок существовавшей работы.

«Было ли вам известно, что цены, по которым дочерние компании ЮКОСа реализовывали нефть в регионах, были значительно ниже, чем в международных портах?», — коснулся Клювгант следующего пункта обвинения.

«Конечно, и сейчас цены на внутреннем российским рынке ниже, чем на Европейском, — ответил свидетель — Это сложно представить, чтобы цены в Омске были выше, чем цены в Роттердаме (на международной нефтяной бирже, — BFM.ru)».

По словам Касьянова, Россия до сих пор находится в стадии экономического становления и еще как минимум лет 5 ее цены на нефть не будут сопоставимы с ценами стран Европы.

«Если вернуться в 1998–2004, мог бы ЮКОС установить сопоставимые цены?», — спросил адвокат. «Такой мысли даже не могло возникнуть. Никто бы не купил, — сказал бывший премьер. — Мы просили нефтяные компании снижать или не повышать цены перед посевной, чтобы производители сельхозпродукции могли закупать топливо по доступным ценам. По просьбе правительства они отказывались от индексации цен в связи с ростом инфляции. То есть они не увеличивали цены, а даже понижали».

«Приходилось ли вам когда-либо замечать или получать информацию о том, что Михаил Ходорковский каким-то образом камуфлирует свою принадлежность к руководству ЮКОСа и свою личную роль в управлении этой компанией?», — спросил защитник. «Конечно, нет!», —- заверил экс-премьер. «Тогда как бы вы могли охарактеризовать роль Михаила Борисовича Ходорковского», — перешел Клювгант к обвинению своего подзащитного в организации преступного сообщества.

«Ходорковский был лидером от нефтяных компаний»

«Он был наиболее активным руководителем нефтяных компаний и фактически выступал в качестве лидера, когда мы вели речь о новой системе налогообложения, — сказал экс-премьер. — Совещания проходили у меня без участия прессы. Ходорковский играл активную роль в экономических обоснованиях тех или иных процессов и в аргументации тех или иных позиций, присущих нефтяной отрасли». Касьянов пояснил, что новая система исключала возможность регистрации компаний в зонах льготного налогообложения, как это было прежде.

«Известны ли вам о разногласиях между Ходорковским, лидерами государства и правительства?» — задал главный вопрос Вадим Клювгант. «До 2003 года я таких разногласий не замечал, а в 2003 году у меня такие ощущения появились», — ответил Касьянов.

Конфликт с Путиным: подоплека в финансировании КПРФ

После этого бывший премьер рассказал о конфликте, который случился у Ходорковского с Владимиром Путиным, бывшим в то время президентом. По словам выступавшего, инцидент, свидетелем которого он стал, имел место в феврале–марте 2003 года на совещании в Кремле с представителями крупных нефтяных компаний. «Ходорковский от имени Российского союза промышленников и предпринимателей выступал с докладом, посвященном коррупции», — отметил Касьянов. В качестве примера коррупционной сделки экс-глава ЮКОСа привел покупку «Роснефтью» компании «Северная нефть» (последняя была приобретена за 600 млн долларов и, по мнению Ходорковского, эта цена была сильно завышена, что свидетельствовало о коррупционной составляющей, — BFM.ru). «Президент очень резко среагировал на высказывание Ходорковского, — продолжил Касьянов. — Он высказался, что его (Ходорковского, — BFM.ru) компания была приватизирована не очень чисто». С того времени, по словам Касьянова, у него стало складываться впечатление, что «государство начинает давить на бизнес».

Экс-премьер также рассказал, что обращался к главе государства с просьбой пояснить причины ареста в июле 2003 года тогдашнего руководителя МФО «Менатеп» Платона Лебедева. «Это было вредным шагом с точки зрения привлечения инвестиций в Россию», — сказал Касьянов.

«Президент дважды отказывался ответить на этот вопрос. На третий или четвертый раз он сказал следующее: ЮКОС финансировал не только те партии, которые он (Путин, — BFM.ru) разрешил, Яблоко и СПС, но также КПРФ, которую он финансировать не разрешал». «Для меня было удивительно, что разрешенная деятельность по поддержке политических партий требует секретного разрешения президента», — подытожил политик.

По словам Касьянова, попытка обсудить вопрос об аресте Лебедева с президентом не увенчалась ответом. Тот заявил что Генпрокуратура «знает, что делает»

Касьянов заявил, что после этого пришел к выводу о политической мотивированности ареста Лебедева и Ходорковского. «Это явилось основанием для наших разногласий — президента и меня как председателя правительства», — добавил он.

«Михаил Ходорковский и Платон Лебедев обвиняются в том, что они в составе ОПГ похитили всю добытую ЮКОСом нефть в объеме 350 млн тонн, — обратился к свидетелю Вадим Клювгант. — Как вы считаете, такие масштабные хищения могли остаться незамеченным для правительства России?». «Мой ответ однозначный: такого не может быть!», — заявил экс-премьер.

Касьянов сообщил, что, по его мнению, вмененное экс-главе ЮКОСа обвинение и по первому уголовному делу в уклонении от уплаты налогов также были «искусственными». «Система налогообложения, существовавшая в то время, позволяла снижать ставки налогообложания, и такая практика существовала», — сказал он.

Гособвителели задали Михаилу Касьянову лишь пару-тройку уточняющих вопросов, после чего свидетеля отпустили.

Политическое шоу

Покидая суд, экс-премьер заверил журналистов, что «говорил правду и только правду». Процесс он оценил как «политическое шоу, которое не имеет ничего общего с правосудием». А на вопрос о том, не боится ли он репрессий, ответил с улыбкой: «Знаете поговорку про боятся? Вот, примерно так».

Напомним, что о своей готовности выступить свидетелем в процессе экс-руководителя ЮКОСа Касьянов заявлял еще в конце февраля 2009 года.

Он стал первым, хоть и бывшим высокопоставленным чиновником, которого заслушал суд. 21 июня в зале суда должен появиться глава Сбербанка Герман Греф, а 22 июня — руководитель Минпромторга Виктор Христенко.

Ранее адвокаты Лебедева и Ходорковского неоднократно заявили ходатайства о вызове в суд для допроса в качестве свидетеля председателя правительства РФ Владимира Путина. Однако каждый раз судья Данилкин говорил, что этот вопрос поднимается слишком рано. 19 мая суд также отверг ходатайство защиты о допросе вице-премьеров Алексея Кудрина и Игоря Сечина.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию