16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.21 / ₽ 8160
  • RTS1171.06
21 мая 2010, 15:55 Право

Ходорковского и Лебедева оставили за двойной решеткой

Лента новостей

Мосгорсуд оставил в силе решение Хамовнического суда, послужившее основанием для двухдневной голодовки экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. Таким образом, Ходорковский и Лебедев останутся в СИЗО до 17 августа

Фото: AP
Фото: AP

Мосгорсуд сегодня оставил в силе решение Хамовнического суда Москвы, послужившее основанием для двухдневной голодовки экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, обвиняемого в хищениях 350 млн тонн нефти и отмывании доходов. Таким образом, вышестоящая инстанция отклонила кассационную жалобу подсудимого и его адвокатов. Судьи указали, что вмененные подсудимому преступления «не относятся к сфере предпринимательской деятельности» и поэтому к Ходороквскому не может быть применен новый закон.

Защитники добивались отмены решения Хамовничекого суда Москвы, который 14 марта продлил Михаилу Ходорковскому и его деловому партнеру Платону Лебедеву срок содержания под стражей еще на 3 месяца — до 17 августа 2010 года. Адвокаты назвали день, когда Мосгорсуд оставил судебный акт в силе, «черным днем для всей страны».

По мнению обвиняемых и их защитников (адвокаты Лебедева также оспаривали постановление суда), судья Хамовнического суда Виктор Данилкин проигнорировал поправки в 108-ю статью («заключение под стражу») УПК, принятые Госдумой и подписанные президентом в апреле этого года. В них, в частности, указывается, что к обвиняемым по статье 160 («присвоение или растрата»), а также по статьям 174 и 174 прим. («легализация преступных доходов») не может применяться мера пресечения в виде ареста. Эти статьи УК как раз и вменяют Михаилу Ходорковскому и бывшему руководителю МФО «Менатеп» Платону Лебедеву.

«Даже дураку понятен смысл принятых поправок»

Присутствовать на слушании в Мосгорсуде Платон Лебедев не захотел. Михаил Ходорковский, участвовавший в заседании с помощью видеоконференцсвязи, установленной между СИЗО и судом, подготовил целую речь. «На мой взгляд, всегда можно придумать действительно безупречный ход, чтобы обойти букву закона и нарушить его дух, однако, совершенно необязательно было действовать так демонстративно», — начал он. Обращаясь к судьям, Ходорковский сказал, что «даже дураку понятен смысл внесенных президентом поправок», которые действуют уже 1,5 месяца. «Вопрос в том, будут ли суды применять закон, очевидно, невыгодный рейдерам и конкурентам, или будут его саботировать», — отметил бизнесмен.

Он назвал решение Хамовнического суда «саботажем политической воли президента». «Мне было интересно знать, как будет себя вести президент России. Именно поэтому я обратился с письмом на имя председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева и просил его доложить ситуацию Дмитрию Анатольевичу Медведеву», — сказал арестованный.

Напомним, соответствующее обращение экс-глава ЮКОСа направил главе Верховного суда 17 мая, проинформировав его о том, что объявляет голодовку до тех пор, пока до президента не доведут информацию о «демонстративном саботаже закона» со стороны суда. Вечером 18 марта пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова сообщила, что президент знаком с открытым письмом Михаила Ходорковского в адрес председателя Верховного суда. В этой связи утром 19 марта Михаил Ходорковский объявил, что прекращает акцию протеста, так как достиг своей цели.

Арестованный подверг разбору «фальшивки» обвинения

Выступая в Мосгорсуде, предприниматель особо остановился на «фальшивках», которыми апеллировало обвинение, настаивая на продлении ему сроков содержания под стражей. Он пояснил, что речь идет о материалах Департамента по охране режимных объектов, согласно которым, оказавшись на свободе, он намерен скрыться. По мнению подсудимого, эти материалы появились в результате «межведомственных услуг», которые оказывают друг другу оперативные и прокурорские работники. «Это не пустяк, а преступление против правосудия, которое имеет последствия», — сказал Ходорковский. Он сообщил, что накануне смотрел телепередачу, в которой общественный деятель продемонстрировал аналогичную «фальшивку, убившую главу «КитЭлитНедвижимость» Веру Трифонову.

По мнению Ходорковского, если бы обвинение действовало по закону, то потребовало бы от него внесения залога. «Очевидно, что я его вносить не буду, так как все равно до конца процесса буду находиться под стражей», — сказал бизнесмен.

Двойная решетка для подсудимых

Адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант отметил, что суд оставил Ходорковского и Лебедева «за двойной решеткой»: даже в случае отмены ареста по делу, рассматриваемому Хамовническим судом, подсудимые смогут выйти на волю только через 1,5 года, когда истечет 8-летний срок, назначенный им по приговору Мещанского суда (для Лебедева это произойдет 2 июля, для Ходорковского — 25 октября 2011 года, — BFM.ru). Однако в случае отмены ареста обвиняемым должны обеспечить нахождение в изоляторе в соответствии с условиями вынесенного им приговора, то есть условиями содержания в колонии общего режима. Клювгант добавил, что большую часть назначенного подсудимым срока они провели в СИЗО, условия содержания в котором приравниваются к тюремным.

Защищавшая Платона Лебедева адвокат Елена Липцер, в свою очередь, напомнила, что Европейский суд по правам человека признал незаконным арест ее подзащитного в 2003 году по первому делу, а Верховный суд отменил вынесенные судами решения. «Тогда гособвинение тоже говорило, что все законно. Зачем же нам наступать на те же грабли? Мы все это уже проходили!» — недоумевала защитница.

Адвокаты просили отменить постановление Хамовнического суда и вынести новое решение, изменив Ходорковскому и Лебедеву избранную меру пресечения. Они также настаивали на вынесении частного определения в адрес судьи Виктора Данилкина в связи с нарушениями закона.

Обвинитель пристыдил адвокатов

Взявший после этого слово гособвинитель Валерий Лахтин заявил, что Ходорковский и его адвокаты «вновь допускают недозволительные приемы, носящие оскорбительный характер». «Ссылаясь на письма к председателю Верховного суда и президенту, упоминая лиц, умерших в изоляторах, Ходорковский осуществляет психологическое давление на вас», — обратился прокурор к членам кассационной коллегии Мосгорсуда. Гособвинитель заявил, что предоставленные им суду оперативные материалы «ничем не опорочены».

«Стыдно не защищать интересы государства, — ответил на «уколы» адвокатов прокурор, — а обращаться в Европейский суд с надуманными жалобами, как это делают некоторые граждане и адвокаты, защищающие интересы ОПГ и лиц, совершивших тяжкие преступления». Лахтин утверждал, что судья Хамовнического суда «учел все доводы сторон». А скрывшиеся от следствия «соучастники» Ходорковского и Лебедева — бывшие акционеры ЮКОСа Леонид Невзлин, Михаил Брудно, Юлий Дубов и другие (всего около 20 человек) — «никак не проявили свою позицию», тем самым показав, что они «потенциально виновны».

Чтобы принять решение, судьям потребовалось около 15 минут. В тоге, они сочли действия судьи Хамовнического суда правомерными.

Позднее на сайте Мосгорсуда появился полный текст кассационного определения. Из него следовало, что решение об аресте было оставлено в силе, поскольку вмененные подсудимым преступления «не относятся к сфере предпринимательской деятельности» в том смысле, который законодатель предусмотрел в части 1.1. ст. 108 УПК РФ».

«Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих за собой отмену или изменение судебного решения, судом не допущено», — гласит определение.

«Черный день всей страны»

Покидая суд, Вадим Клювгант сказал, что «это черный день не в жизни Ходорковского и Лебедева, а для всей страны». «Для Ходорковского это ровным счетом ничего не меняет, — отметил защитник. — Он сильный мужик, он это переживет». По мнению адвоката, принятое решение будет играть важную роль для других граждан, обвиняемых в экономических преступлениях. «Саботаж президентской воли вступил в законную силу, — сказал он. — Мы свой путь прошли. Пусть теперь гарант конституции, прав и свобод думает, что с этим делать». «Я не считаю, что это неудача Ходорковского. Это неудача тех, кто гарантировал соблюдение закона в стране», — подвел итог адвокат.

Между тем, второй другой защитник Михаила Ходорковского Юрий Шмидт считает, что решение суда стало хорошим подарком адвокатам, которые подали в Европейский суд уже три жалобы. Последняя из них касается незаконности обвинений по второму «делу Ходорковского-Лебедева» и нарушений прав обвиняемых на защиту.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию