Украина вступает в новый политический этап. В чем он? Комментарий Георгия Бовта
20 мая истекает формальный срок полномочий президента Украины
Лента новостей
Как правовую коллизию в украинском законодательстве будет или не будет использовать Россия в своих дальнейших действиях в рамках конфликта, является ли истечение полномочий Владимира Зеленского препятствием для западных партнеров Украины и останется ли он легитимным президентом для заявивших об участии в мирном саммите в Швейцарии?
На вопрос, будет ли Москва считать президента Украины Владимира Зеленского легитимным главой государства после 20 мая, когда истечет срок его полномочий, Владимир Путин сказал, что на него должна ответить политическая и правовая система самой Украины, в частности, Конституционный суд. Если после 21 мая дело дойдет до заключения каких-то соглашений Москвы и Киева, то подписывать их Россия будет только с легитимными властями Украины, подчеркнул Путин. Есть ли новые нюансы?
На Украине начинается в определенной мере новый этап в политике. Проблемы с легитимностью Зеленского после истечения пятилетнего президентского срока усматривают не только в Москве, но и в самой Украине. В ее конституции сказано, что полномочия президента составляют пять лет. Но при этом президент пребывает в должности до избрания и вступления на пост следующего главы государства. Конституция прямо запрещает во время военного положения проводить выборы Верховной рады, однако запрета на проведение президентских выборов в ее тексте нет.
Если считать с 21 мая Зеленского нелегитимным президентом, то он теоретически мог бы передать полномочия, как это тоже прописано в конституции, спикеру Верховной рады. В данном случае это член президентской партии «Слуга народа» Руслан Стефанчук. Который должен оставаться в ранге исполняющего обязанности президента, пока новый глава государства не будет избран на выборах, когда бы они ни состоялись. В 2014 году после бегства Виктора Януковича именно спикера Рады Александра Турчинова избрали исполняющим обязанности президента, он исполнял обязанности главы государства три месяца, до инаугурации Петра Порошенко.
Сомневающихся в легитимности Зеленского после 20 мая немало. Так, известный политик и бывший нардеп Тарас Черновол заявил, что теперь Зеленский продолжит занимать свой пост незаконно. И это якобы может стать поводом для союзников усомниться в том, чтобы иметь дело именно с ним, помогая Киеву, а также к тому, чтобы эту помощь еще и попридержать. Правда, со стороны союзников Украины пока никаких сигналов об их сомнениях в легитимности Зеленского публично не прозвучало.
Команда Зеленского вполне сознательно не делала запрос в Конституционный суд по данной теме. Возможно, потому, что нужный ответ был отнюдь не гарантирован. КС сейчас недоукомплектован: вместо 18 судей там лишь 13, для принятия решения по любому делу нужны 10 голосов. Ранее у Зеленского были сложности с судьями КС: в 2020 году он пытался безуспешно отправить всех их в отставку, но конфликт закончился уходом лишь его тогдашнего председателя Александра Тупицкого.
Кстати, тему выборов, косвенно признавая ее наличие, осторожно затронул в ходе недавнего визита в Киев госсекретарь США Блинкен, туманно заявивший, что Вашингтон «работает с правительством и гражданским обществом, чтобы укрепить украинскую инфраструктуру по проведению выборов», которые пройдут тогда, когда позволят условия и «все украинцы, включая перемещенных лиц <...>, смогут воспользоваться правом голоса»
Впрочем, тех, кто не видит проблем с сохранением Зеленского на посту и дальше, пока еще больше, чем скептиков. Эти политики указывают, что вообще ни один президент Украины не пребывал на посту ровно пять лет день в день. Так, второй срок Леонида Кучмы из-за Майдана и придуманного тогда наспех третьего тура президентских выборов растянулся на лишние два месяца, и сомнений в легитимности Кучмы никто не выражал. Да и сам спикер Рады Стефанчук заявляет, что у него нет сомнений в легитимности Зеленского после 20 мая. В любом случае, это будет поводом для Москвы ставить под сомнение целесообразность переговоров с нынешними властями Украины, приводя этот аргумент в том числе тем партнерам, кто к таким переговорам Москву подвигает.
Другим качественно новым моментом ситуации на Украине является заработавший с 18 мая закон о мобилизации, резко ужесточивший борьбу с уклонистами. В частности, он предписывает всем военнообязанным явиться до 16 июня в военкоматы для обновления данных. Однако наплыва в военкоматах нет, напротив, украинские паблики пишут, что улицы городов опустели, так как мужчины и военнообязанные женщины сидят по домам. Дальнобойщики устроили акцию протеста на трассе Киев — Одесса, выступая против тех положений закона, по которым водителей фур могут мобилизовать прямо на границе, поскольку под бронь большинство из них не попадают.
Некоторые бросают фуры за границей и остаются там. Сейчас Киев делает ставку на мирную конференцию в Швейцарии в середине июня, которая была заявлена как «саммит мира», надеясь на серьезное представительство, чтобы добиться поддержки так называемого «мирного плана Зеленского» из 10 пунктов и потом давить этим на Москву. Приглашены 160 делегаций, уже откликнулись четко положительно 50, но многие значимые страны не будут представлены на высшем уровне. Китай, вполне вероятно, в какой-то форме может быть представлен, однако явно не на высшем уровне, как и США. После визита Путина в Китай Зеленский заявил, что в ходе телефонного разговора Си Цзиньпин заверил его в том, что Пекин поддерживает территориальную целостность Украины, и он надеется, что теперь Китай повлияет на Россию.
Зеленский не уточнял, какой разговор он имел в виду. В расписании украинского президента телефонный разговор с китайским лидером не значится, а единственный известный телефонный разговор после начала СВО между Зеленским и китайским руководителем состоялся в апреле прошлого года, и формальным поводом для него стало утверждение в должности украинского посла в Китае. Если это попытка со стороны Киева манипулировать Пекином, то напрасная. Китайцы такого не любят и не терпят ни от кого.