16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.18 / ₽ 8205
  • RTS1186.22
20 мая 2010, 10:25 Политика

FT: Москва и Пекин пытаются невинность соблюсти

Лента новостей

Россия и Китай одновременно поддерживают санкции против Ирана и сделку между Тегераном и Бразилией и Турцией по обмену уранового сырья. Пекину проводить такую разноплановую политику проще и дешевле, чем Москве

Президенты России и Бразилии разошлись в оценке того, насколько успешным будет бразильское посредничество в решении иранской проблемы. Время показало: прав был Лула да Силва. Фото: РИА Новости
Президенты России и Бразилии разошлись в оценке того, насколько успешным будет бразильское посредничество в решении иранской проблемы. Время показало: прав был Лула да Силва. Фото: РИА Новости

Иран проверяет на прочность политику мировых держав, некоторые из которых пытаются одновременно поддержать, с одной стороны, лоббируемые США экономические санкции, и, с другой — сделку между Тегераном, Бразилией и Турцией по обмену уранового сырья. Особенно отметились в подобных усилиях Россия и Китай, полагает британская газета The Financial Times.

Поддержав проект резолюции по новым санкциям, представленной во вторник, Пекин и Москва продемонстрировали, что не хотят открыто противодействовать администрации Обамы по вопросу, представляющему для Вашингтона главный дипломатический приоритет. Одновременно совершаются значительные усилия с целью минимизировать потенциальный ущерб для отношений с Ираном: для этого пытаются ослабить предложенные санкции, держа в уме еще и задачу не рассориться с Бразилией и Турцией, отмечает издание.

Быстрая череда событий удивила многих аналитиков. После того, как в минувший понедельник Иран объявил о реанимации плана по обмену ядерным сырьем с Бразилией и Турцией, многие ожидали, что Китай и Россия, давно выражавшие скептицизм по поводу санкций, используют это событие как предлог для затормаживания дискуссии в ООН. Но случилось иначе. На следующий день, во вторник, американские представители объявили о том, что проект резолюции по санкциям пользуется поддержкой Пекина и Москвы.

В то время, как США стараются усилить давление на Иран, Китай ведет себя более примирительно. «Мы полагаем, что внесение проекта резолюции представляет собой определенную возможность. Надеемся, что все стороны смогут воспользоваться этой возможностью для выработки надлежащего решения дипломатическими методами», — заявил китайский посол при ООН Ли Баодон. При этом он назвал ирано-турецко-бразильское соглашение «позитивным шагом в правильном направлении».

Россия, которая ранее защищала Иран от американских санкций, похоже, смирилась с перспективой новых санкций. Президент Дмитрий Медведев приветствовал трехстороннюю договоренность между Ираном, Турцией и Бразилией, однако заметил, что она не препятствует обогащению урана иранцами. Российский лидер призвал все заинтересованные стороны, включая Иран, выработать некий план новых совместных действий. (Напомним, что во время визита в Москву бразильского президента Инасиу Лулы да Силвы, предшествовавшего его поездке в Тегеран, журналисты спросили обоих руководителей, каковы шансы на успех посреднической миссии Лулы в Иране. Медведев с неожиданным пессимизмом оценил их в 30%. Бразильский гость продемонстрировал гораздо больший оптимизм — 99%, и оказался прав).

Между тем российский вице-премьер Сергей Иванов во вторник, после переговоров в Пентагоне, заявил, что его бы не удивило, если бы ООН в недалекой перспективе приняла санкции против Ирана. В то же время он предупредил, что Россия проводит некую «красную линию», настаивая на том, что санкции в отношении Ирана не должны быть «удушающими» и не должны отражаться на благосостоянии простых иранцев.

The Financial Times признает, что в случае принятия санкций Москва понесет гораздо больший ущерб, чем американцы, у которых нет бизнес-интересов в Иране. Собственно, об этом говорил и Сергей Иванов, когда на этой неделе обрисовал в Вашингтоне спектр российских заинтересованностей в отношениях с иранцами. По словам вице-премьера, эти отношения охватывают различные сферы — от энергетической до туризма (последнее утверждение, видимо, нацелено в будущее, нежели имеет отношение к действительности).

Как бы то ни было, эксперты полагают, что Китаю проще оказать Вашингтону умеренную поддержку в отношении иранских санкций, чем России, просто потому, что объем китайско-американского экономического взаимодействия несопоставимо масштабней, чем российско-китайского. Эксперт российского Фонда Карнеги Алексей Малашенко, например, считает, что перспектива улучшения отношений с Америкой не полностью компенсирует потери, которые Москва понесет от испорченных отношений с Тегераном. FT приводит слова Малашенко: “Россия, как обычно, играет по-крупному, добиваясь двух (взаимоисключающих — FT) вещей: быть вместе с Соединенными Штатами и одновременно сохранить вожделенную позицию независимого посредника по Ирану и Ближнему Востоку».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию