16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 89.00 / ₽ 8200
  • RTS1178.69
18 мая 2010, 15:47 МакроэкономикаФинансы

Немецкий бюргер разочаровывается в евро

Лента новостей

Из-за проблем с греческой экономикой в Германии растут опасения относительно будущего евро и звучат призывы вернуть дойч-марку. Корреспондент BFM.ru во Франкфурте Константин Куц все чаще слышит вопрос: «Сколько нам платить за чужие ошибки?»

Из-за нестабильности евро в Германии все громче призывы вернуть марку. Фото: AP
Из-за нестабильности евро в Германии все громче призывы вернуть марку. Фото: AP

750 миллиардов, которые ЕС собирается выделить на спасение стран-банкротов, заставили евроскептиков снова взяться за старое: как скоро исчезнет единая европейская валюта? В Германии, для которой греческое банкротство означает теперь 20 потерянных миллиардов в год, этот вопрос всерьез обсуждают всюду: и политики на ТВ, и кассирши в супермаркетах. «Доколе?» - так можно обозначить настроения немцев, не желающих расплачиваться за чужую расточительность.

В дискаунтерах «Aldi» в понедельник обсуждали масло. За 250-граммовый брикет немцы теперь должны платить 1,05 евро. «Это же больше двух марок!» — возмущенно двигал бровями пожилой господин, стоявший впереди меня в очереди к кассе.

Негодование вполне ожидаемое — в стране супернизких цен на еду обычно уже 5-процентного повышения цены бывает достаточно для народного гнева, а тут целых 23%.
«Ожидать ли нам кошмарной инфляции?» — в тот же день крупными буквами вопрошал «глас немецкого народа» — газета Bild. Буквами помельче страхи именовались напрасными: экономисты заверяют, что цены в этом году вырастут в худшем случае на 1%.

Вообще, объективно говоря, немцам живется не так уж и плохо. По расчетам института германского экономики в Кельне, каждая вторая немецкая фирма завершит этот год с прибылью, лишь 18% говорят о возможном минусе. Однако субьективное восприятие кризиса евро временами буквально зашкаливает. «Тот, кто не в состоянии контролировать свой бюджет, должен быть исключен из зоны евро», — убеждены 90% читателей газеты Bild.

На общественном климате сказываются и регулярные сообщения о новой волне увольнений (такую возможность рассматривает каждая пятая крупная компания ФРГ). По последним опросам, 52% немцев признаются, что боятся инфляции. Наиболее встревожены пенсионеры – 63% из них ожидают серьезного повышения цен. Журнал Stern утверждает, что лишь каждый четвертый немец верит в оздоровление экономики.

Масла в огонь подлило и недавнее заявление Йозефа Акерманна. В интервью телеканалу ZDF глава Deutsche Bank усомнился, что Греция в состоянии будет вернуть деньги по кредиту. Его слова отозвались на бирже – индекс DAX упал на 3%.

Курс евро оказался сейчас на уровне четырехлетней давности. Этот кризис заметно сказывается и на политической конъюнктуре. По данным телеканала ARD, популярность правящей коалиции на фоне сообщений о стабилизационном пакете упала еще на 4 пункта: для канцлера Ангелы Меркель и ее заместителя Гидо Вестервелле это худшие показатели с весны прошлого года. Понятно, почему так сильно поменялись приоритеты немецких либералов: если прежде свободные демократы с Вестервелле во главе говорили о необходимости снижения налогового бремени, то теперь главным считается урегулирование финансового рынка и преодоление бюджетного дефицита.

Конец света не предсказывают и самые отчаянные скептики, однако поводов для пессимизма хватает: режим экономии предстоит Испании, тревожны и сообщения из Португалии. «На чьи деньги? — вопрошал один немецкий инженер, торгующий в Мадриде солнечными батареями. — На наши!». Эту реплику я услышал от него в начале мая, когда восхитился качеством автобанов на испанском юге.

«Нашли дураков!» — этот клич буквально висит в воздухе. На днях реагировать на него пришлось бундеспрезиденту Хорсту Кёлеру. Немцев, заверил он, нельзя называть ни «вечными плательщиками», ни «дураками». «Мы несем ответственность перед Европой в соответствии с размерами и объемами нашей экономики», — сказал Кёлер, напомнив, что европейский внутренний рынок на две трети зависим от немецкого экспорта. Между тем, по его словам, состояние дел ЕС напрямую сказывается и на благополучии самих немцев.

Платить немцы не хотят, но все равно будут — как и другие европейцы. «Поучение должников в нынешнем кризисе для немцев выглядит особенно жалким, — комментирует ситуацию Süddeutsche Zeitung. — Непростительная забывчивость: нравоучения читают именно немцы, которым после войны оздоровительные кредиты помогли встать на ноги (и это несмотря на их кошмарные преступления)…. Конечно, без бюджетной дисциплины всех стран евро невозможно сохранить общую валюту. Но это разумеется само собой. Важен же другой пункт: в историческом смысле греческие грехи – это лишь административное правонарушение».

Кризис, вызванный проблемами Греции, заставил жителей экономически самой сильной страны ЕС, усомниться даже в целесообразности единой европейской валюты. Die Welt сообщает, что 85% немцев считают необходимым возвращение к немецкой марке, «если евро останется нестабильным». Каждый третий убежден, что евро исчезнет уже через десять лет.

Как видно, дойч-марка изъята из обращения, но не из умов. «Старая добрая марка», — любят повторять немцы, вспоминая идиллические времена, когда не нужно было думать о расточительных соседях. Кстати, около 13,5 миллиардов дойч-марок так и не были обменены на евро. Как заметила представитель бундесбанка Сюзанна Мельхорн, многие хранят марки «как память». Только ли?

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию