16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6880
  • RTS1102.01
4 марта 2024, 14:38 Стиль жизниКультура

Билетные операторы недовольны новыми правилами программы «Пушкинская карта»

Лента новостей

Минкульт и Минцифры предложили сделать VK единым оператором «Пушкинской карты» еще в июне прошлого года. Теперь появились детали

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Новые правила программы «Пушкинская карта» закрепляют за холдингом VK роль провайдера на безвозмездной основе «доверенных информационных систем». Соответствующее постановление было опубликовано в конце февраля, пишет «Коммерсантъ».

Теперь билетные операторы и культурные учреждения должны заключать договоры с компанией, размещать их в публичном доступе и передавать ей данные о продажах. Если оператор не выполняет требования, его отключают от программы.

При этом, по словам билетных компаний, эти правила с отраслью не обсуждали:

Представитель пресс-службы «Яндекс Афиши»:

«Мы изучаем проект, однако стоит отметить, что он был принят без обсуждения с участниками отрасли. Для эффективной реализации требований без ущерба для бизнес-процессов требуется диалог со всеми участниками рынка и рациональное установление сроков их исполнения».

Источник на рынке крупных билетных операторов, пожелавший сохранить анонимность:

«Любые изменения, которые позволят сделать программу более эффективной и надежной, полезны. Но введение их в одностороннем порядке, без обсуждения с отраслью, приведет только хаосу и к тому, что никто не будет готов к нововведениям. В итоге пострадают зрители и организаторы, в том числе в плане безопасности. Пока все будут пытаться в срочном порядке внести доработки и оформить документы, этим смогут воспользоваться мошенники. Участники отрасли не понимают данных изменений, связанных с передачей VK обязательств по программе «Пушкинская карта». Данное решение выглядит непрозрачным, принято без тендеров и обсуждения с отраслью. Непонятно, как учтены риски и учтены ли в целом в части персональных данных, конкуренции билетных систем и агентов, и антимонопольные риски, особенно с учетом того, что VK покупает или уже купил свою собственную билетную систему Intickets.ru и становится конкурентом. Изменится ли что-то для билетных операторов, мы сами задаемся этим вопросом. На наш взгляд, это крайне плохая практика, от которой нужно уходить, стремиться к обсуждению и поиску эффективных решений для всех».

Летом прошлого года в Минцифры заявили, что видят в VK структуру, обладающую необходимыми ресурсами и технологиями, а создание единого билетного оператора упростит и сделает бесшовной покупку всех билетов на все мероприятия по «Пушкинской карте».

Изменится ли что-то для билетных операторов после выхода VK на этот рынок? Комментирует сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин:

— Компания VK, наверное, хорошо наладит менеджмент этого процесса, который требует исключения негативных моментов (то, что эта карта использовалась не по назначению), но проблема будет в другом. В конечном счете услуга не будет бесплатной, для билетных операторов будет более затруднительный доступ к работе с этой картой, потому что будут какие-то условия выдвигаться, и не все эти операторы, скорее всего, безболезненно и легко будут с этим работать. Во-вторых, для них это будут дополнительные издержки. Билетные операторы будут финансово страдать.

— С участниками отрасли этот момент не обсуждали.

— Конечно, не обсуждали, потому что участники рынка — билетные операторы — вряд ли будут рады появлению монополиста как партнера. Я думаю, что здесь есть некоторая хитрость со стороны компании VK, чтобы без обсуждения протащить эту идею в жизнь. Если будет дискуссия, то все, о чем мы сейчас говорим, будет на поверхности.

— Летом прошлого года писали, что у VK нет своего билетного оператора для работы в этой сфере, однако он рассматривает покупку одного из участников рынка. Что с этим процессом?

— Общедоступная информация говорит о том, что они пошли другим путем. Они оставили за собой право сформировать поток обслуживания этих карт, а билеты продавать с учетом этого процесса посчитали, может быть, нецелесообразным. Потому что торговать билетами — дело хлопотное, а собрать информацию и обработать в одном месте — достаточно отработанный вариант уже, особенно в рамках этой компании, достаточно хорошо подготовленной к таким решениям. В любом процессе можно достигнуть компромисса. Даже то, что мы с вами говорим, может быть достигнуто достаточно безболезненно, если будет хорошая партнерская работа, но будет оно достигнуто или нет, мы не знаем, пока этот процесс не пойдет.

Борьба на рынке билетных операторов идет далеко не за деньги от продажи билетов, а за цифровую аудиторию, поэтому все крупные компании были бы не против стать монополистами. Другой вопрос в том, что это противоречит законам рынка, отмечает гендиректор группы компаний ComNews Леонид Коник:

Леонид КоникЛеонид Коник генеральный директор группы компаний ComNews «Продажа любых билетов в цифровом виде — это та самая цифровая база. Вспомним, например, что компания МТС несколько лет назад купила двух билетных операторов, включая TicketLand, и там едва ли комиссия от продажи билетов интересна такому гиганту, как МТС. Но это те самые цифровые пользователи, которым можно продавать другие сервисы, подписки. Передача всей истории вокруг «Пушкинской карты» VK — это попытка помочь хоть и частному игроку, но интересному для государства каким-то дополнительным ресурсом в этом новом цифровом мире. То, что это ни с кем не обсуждалось и директивным порядком рыночная компания получает в свои руки тот или иной ресурс, — форменное безобразие, и любое пренебрежение законами рынка рано или поздно приведет к перекосу на этом рынке. Подобные вещи должны делаться на прозрачных основаниях, на мой взгляд, не должен один участник рынка, пусть даже крупный и важный для государства, получать какую-то монополию на тот или иной сектор рынка, даже если этот сектор не очень велик в денежном выражении. Тем компаниям, которые являются в чистом виде билетными операторами, скорее эта история угрожает. Все-таки VK — это махина, понятно, что с помощью всех ресурсов, начиная с соцсети, компания может перетянуть на себя продажи билетов, но главное в этой игре не комиссии с продажи этих билетов, а получение дополнительной цифровой аудитории, которой можно допродать или продать другие сервисы».

В обращении к Федеральному собранию 29 февраля Владимир Путин предложил правительству расширить программу «Пушкинская карта». В Минкульте обещали разработать предложения, но уточнили, что конкретных проектов пока нет.

В мае 2023 года среди частных организаций культуры, зарегистрированных в программе «Пушкинская карта», прошел аудит на соответствие условиям участия в программе. Из-за участившихся мошеннических операций не соблюдающие условия премодерации компании отключили от программы.

Эксперты считают, что расширить перечень мероприятий стоит в том числе и за счет частного сектора. А также они ожидают, что появятся прозрачность или объяснение критериев вхождения в программу.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию