16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.20 / ₽ 8205
  • RTS1166.04
17 мая 2010, 16:53 Политика

Элитная школа вернула власть в Великобритании

Лента новостей

Британией снова управляют выпускники элитных частных школ во главе с Итонским колледжем. На прошлой неделе Дэвид Кэмерон стал девятнадцатым британским премьер-министром, получившим образование в Итоне, и первым «итонцем» с 1960-х годов

Среди последних выпускников школы — принц Уильям и принц Гарри, принцы Уэльские. Фото: diamond geezer/flickr.com
Среди последних выпускников школы — принц Уильям и принц Гарри, принцы Уэльские. Фото: diamond geezer/flickr.com

Британией снова управляют выпускники элитных частных школ во главе с Итонским колледжем. На прошлой неделе Дэвид Кэмерон стал девятнадцатым британским премьер-министром, получившим образование в Итоне, и первым «итонцем» с 1960-х годов.

Итон, скорее всего, не самая дорогая школа Великобритании (обучение здесь обходится в сумму около 40 тысяч фунтов стерлингов в год) и определенно не лидер по лучшим экзаменационным оценкам в стране. Однако из ее выпускников получилось 19 премьер-министров Британии, один — Северной Ирландии и даже нынешний премьер-министр Таиланда, напоминает BBC Magazine. «Дети приезжают туда с экстраординарным чувством того, что они растут, чтобы править страной», — говорит изданию писатель и режиссер Палаш Дэйв, закончивший колледж в Итоне в 1980-х годах.

В современной Великобритании за последние годы стало немодно демонстрировать свою принадлежность к высшему обществу: выпускники частных школ редко занимали высшие должности в руководстве государством, а культурные трендсеттеры высмеивали привилегированность.

Независимый британский журналист и писатель Джейм Фергюссон на протяжении многих лет не афишировал, что окончил Итон, элитную частную школу для мальчиков, в которой он учился вместе с новым британским премьер-министром Дэвидом Кэмероном в начале 1980-х годов. Как и многие выпускники этого колледжа тех лет, Фергюссон вырос, стесняясь своего статуса. Фергюссон иногда даже умалчивал в своих резюме об Итоне и смягчал характерный для его воспитанников выговор. Среди его ровесников бытовало мнение, что времена итонцев в высших эшелонах власти миновали, говорит Фергюссон: «А потом бац — и появляется Дэвид Кэмерон».

Выпускники Итонского колледжа вернулись: на прошлой неделе Кэмерон стал девятнадцатым британским премьер-министром, получившим образование в известной школе-интернате к западу от Лондона, неподалеку от Виндзора, и первым премьером из Итона с середины 1960-х годов.

Такая ситуация говорит, что социальная мобильность в стране, одержимой классовой структурой общества, изменилась. Либо вообще отсутствует. В новом коалиционном правительстве Британии, возглавляемом Кэмероном от тори и его замом Ником Клеггом от либерал-демократов, связи элитных школ повсюду. Два высших должностных лица кабинета Кэмерона, сэр Джордж Янг и Оливер Летвин, и два старших сотрудника бэк-офиса также воспитанники Итонского колледжа.

Помимо того, правая рука нового премьера, новый глава казначейства Джордж Осборн учился в Колледже св.Павла. Ник Клегг и министр окружающей среды Крис Хун получили образование в Вестминстер-Скул.

Эти перемены отражают тот факт, что среди новых руководителей от тори и либерал-демократов намного больше выпускников привилегированных учебных заведений, чем среди традиционно «рабочей» лейбористской партии, которая возглавляла британское правительство 13 лет.

Самое странное, то что общество, похоже, радо таким переменам, отмечает Newsweek International. В 1940-х годах писатель Джордж Оруэлл, сам воспитанник Итона, описал Британию как самую классовую страну в мире, «управляемую, в основном, стариками и глупцами». «Сегодня увлеченность средств массовой информации Кэмероном, как выходцем из элиты, продолжается», — отмечает издание. В предвыборной кампании будущего премьера его образование едва упоминалось.

В общественном сознании Итонский колледж остается прерогативой правящей элиты. Основанная в 1440 году, эта начальная школа стоит почти в тени Виндзорского замка, дома королевской семьи. Среди последних выпускников школы — принц Уильям и принц Гарри, принцы Уэльские.

Бренд «Итон» по-прежнему предполагает особую степень привилегированности и самоуверенности, которая может переходить в высокомерие. Итонский журналист Дэвид Томас отмечает: «Итон всегда считался несоизмеримо шикарнее и, соответственно, более раздражающим, чем любая другая школа», — пишет Newsweek Int.

Помимо частных начальных школ, высшие правительственные чиновники нового правительства Британии в большинстве своем окончили лучшие университеты этой страны, напоминает WSJ. По данным Саттон Траст (благотворительного общества, которое предоставляет для студентов из небогатых семей возможность получить образование), почти три четверти кабинета министров, включая Клегга и Кэмерона, вышли из ведущих британских вузов — Оксфорда и Кембриджа. У Оксфорда вообще особое место в британском правительстве: из всех британских премьеров, учившихся в университетах, с 1940-х годов только один — Гордон Браун — был не из Оксфорда.

Российские чиновники также отдают должное британским привилегированным учебным заведениям. В частной школе Милфилд обучались внук Бориса Ельцина Борис Дьяченко, сын нынешнего главы «Роснано» Анатолия Чубайса Алексей, дочь Валентина Юмашева Полина Дерипаска, а дочь Романа Абрамовича Анна оканчивает частную школу Godolphin&Latymer в Западном Лондоне. Кроме того, сын действующего первого замглавы правительства России Игорь Шувалов, по данным New Times, также учился в Великобритании. Сын депутата Валерия Драганова Владислав, как пишет РГ, учится в Cambridge Centre for Sixth Form Studies.

Конечно, политики, получившие образование в частных заведениях, не совсем пропали из британского кабинета министров после того, как предыдущий воспитанник Итона, премьер-министр Алек Дуглас-Хьюм, покинул Даунинг-стрит в 1964 году. Например, бывший лидер лейбористов Тони Блэр получил образование в ведущей шотландской школе Феттес, которую иногда называют шотландским Итонским колледжем. Однако итонцы, в некоторой степени, стали все больше скрываться в британском обществе последних лет.

Когда консультанта по вопросам управления Саймона Рэдфорда спрашивают, что он окончил, Рэдфорд, выпускник Итонского колледжа, по привычке отвечает неопределенно: учился в школе неподалеку от Виндзора. Позднее, работая «синим воротничком» в Северном Тайнсайде, он покрывался испариной при мысли, что его прошлое может раскрыться.

«Я имел дело с уборщиками мусора и рабочими, и последняя вещь, которая бы пришла мне в голову, дать им понять, что маленький лорд в коротких штанишках пришел учить их жить», — объясняет Рэдфорд, который сейчас проходит последипломный курс в Университете Южной Калифорнии. Когда правда всплыла, ему пришлось признаться, что он брал уроки английского с принцем Уильямом, наследником британского престола.

Некоторые наблюдатели могут отметить, что в британском обществе происходит некоторый отход от снобизма. На выборах спикера Палаты представителей в 2000 году лейборист Крис Маллин проголосовал за Майкла Мартина против итонца сэра Джорджа Янга. «Я должен был бы голосовать за Джорджа, но столкнулся с выбором между итонским баронетом и парнем из трущоб Глазго, мое сердце взяло верх над головой», — говорит Маллин.

С другой стороны, образование Дэвида Кэмерона сыграло крайне малую роль на последних выборах. «Классовое сознание становится слабее, очевидно, что оно больше не будет значительным социальным признаком, как раньше», — говорит профессор социологи в Оксфордском университете Энтони Хит. Особенно, по его словам, это заметно среди молодежи и огромном британском пласте выходцев из других стран.

Однако Итонский колледж до сих пор является загадкой британских политики и культуры. Джейкоб Рис-Могг, вновь избранный член парламента, вспоминает, как учеником он увидел в Итонском колледже два списка: наибольшее число выпускников-премьеров и наибольшее число заключенных в тюрьме по сравнению с другими школами. Оба этих факта объясняются тем, что Итон поощряет индивидуальность: в отличие от остальных ведущих школ-интернатов его ученики получают личную комнату. «Всегда поощряется быть индивидуумом, и это дает вам отличную базу, большую уверенность в собственных силах», — говорит Рис-Могг.

Есть и противники Итонского колледжа. Итонцы «как правящая элита совершенно вырождаются, так как дорожат друг другом больше остальных смертных, и не знают забот и потребностей низшего класса, который не ходил в Итон», негодует парламентарий-лейборист Дэнис Макшейн. Сторонники теории заговора даже отмечают, что некоторые политические редакторы и авторы ведущих британских газет и телеканалов, включая Sun, лондонскую Times и BBC, также воспитанники Итонского колледжа.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию