16+
Воскресенье, 5 мая 2024
  • BRENT $ 82.78 / ₽ 7590
  • RTS1184.68
27 февраля 2024, 11:56 Политика

Россия введет запрет на экспорт бензина с марта

Лента новостей

Мера будет действовать полгода. Она связана с приближением сезона высокого внутреннего спроса на топливо и с намерением правительства не допустить скачков цен

Фото: Игорь Онучин/ТАСС

Временный запрет на экспорт бензина. С 1 марта Россия на полгода вводит запрет на поставки бензина за рубеж, соответствующее решение принял премьер-министр Михаил Мишустин. Мера не коснется согласованных объемов поставок в страны ЕАЭС, а также в Монголию, Узбекистан, Абхазию и Южную Осетию. Кроме того, принято решение увеличить норматив продаж дизельного топлива на бирже до 16%, ограничений на экспорт этого вида топлива нет.

Неделю назад с предложением ввести временный запрет на экспорт бензина к председателю правительства обратился вице-премьер Александр Новак. По его мнению, запрет необходим в связи с наступающим сезоном высокого спроса на топливо. С начала года биржевые цены на бензин и дизель растут. Так, цена за тонну Аи-92 выросла более чем на 20%, Аи-95 — более чем на 30%, а цена летнего дизеля — примерно на 15%.

Решение правительства связано с желанием не допустить скачков цен, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

Станислав МитраховичСтанислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Правительство опасается, что нынешняя система отношений между властью и нефтяным бизнесом может привести к росту цен, сезонный фактор будет триггером или усилителем. Есть и более фундаментальные вещи, которые имеют значение. На нефтяную индустрию за последние пару лет постоянно увеличивается налоговая нагрузка, особенно это было заметно в связи с тем, что еще демпфер урезали летом, потом вернулись к тому, что вернули демпфер компаниям, но все равно общая налоговая нагрузка на компании растет. И в условиях того, что у них есть возможность экспортировать, для многих компаний выгоднее было в целом увеличивать экспорт хотя бы даже и сырой нефти и нефтепродуктов, чем поставлять на внутренний рынок. Плюс компании подверглись стрессу из-за того, что были аварии на НПЗ, которые отчасти были вызваны в том числе и нехваткой иностранного оборудования: история с Нижегородским НПЗ «Лукойла». В целом все это могло отреагировать ростом цен на нефтепродукты. И чтобы это предупредить, правительство как раз вводит запрет на экспорт бензина. Надо понимать, что это не очень жесткая мера, не исключено, что может потребоваться что-то более жесткое. Почему нынешняя мера не очень жесткая? Начнем с того, что Россия экспортирует мало бензина, около 10% от того, что вообще Россия производит. Дизель Россия экспортирует половину от того, что производит. Поэтому если будет запрет на экспорт дизеля, это будет уже более масштабный ход. Но тогда мы вернемся к той же проблеме, которая была осенью 2023 года, тогда запрет на экспорт всех нефтепродуктов продержался всего лишь пару недель, потому что, если вы половину дизеля от производимого экспортируете, вам некуда будет девать дизель, нет такого количества хранилищ, где можно его держать, поэтому и запрет отменили быстро осенью. Что касается запрета на экспорт бензина, он действительно может продержаться и полгода за счет того, что экспортируются не очень большие объемы бензина. Но опять же, а вдруг компании отреагируют на это увеличением экспорта сырой нефти на внутренний рынок? На каком-то этапе правительству, видимо, придется смириться с тем, что на внутреннем рынке растут цены на нефтепродукты быстрее, чем бы хотелось правительству и потребителям, потому что альтернатива — это уже большие проблемы функционирования нефтяных компаний России. А их проблемы неизбежно обернутся проблемой для всей национальной экономики».

Розничная цена в ближайшее время не будет расти быстрее темпов инфляции, говорит заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», автор телегам-канала Oilfly Дмитрий Гусев:

Дмитрий Гусев заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», автор телегам-канала Oilfly «Последние 20 лет каждый раз весной рос спрос на топливо. Связано это было как с коммерческими потребителями, теми же сельхозпроизводителями, так и с ростом стройки, с ростом перевозок и с ростом потребления граждан. Впервые, наверное, за 20 лет правительство приняло превентивные меры для стабилизации рынка, чтобы не было резких скачков спроса и цены. Две эти меры важные. Касательно бензина — запрет экспорта глобально на экспортерах не скажется, потому что все-таки основной объем товарного бензина, 40 млн, производится и потребляется внутри страны, все остальное поставляется по межтранссоглашениям стран СНГ в ближайшие страны СНГ, тем самым мы дополнительно ограничиваем возможности «серого» экспорта либо игры на ценах, когда на народных биржах могут быть интересные цены и люди могут уйти куда-то далеко. То есть это все правильно. Касательно дизеля тоже правильная мера, потому что получается подъем почти на 3,5% объемов торгов обязательных нормативов на бирже — это правильно. Но остаются некоторые системные вопросы, которые требуют решения. В первую очередь в прошлом году проблема была не столько из-за объема предложения, сколько из-за задержек грузов при поставках по сети РЖД. Причем проблема с брошенными вагонами остается до сих пор, некоторые вагоны, я знаю, уже по пять месяцев стоят брошенными, не могут дойти до потребителя, и такие проблемы с доставкой могут испортить любые превентивные меры правительства. Касательно цен — оптовые цены все-таки рыночные, биржевые, и поэтому, куда они будут двигаться — вверх или вниз, пока сложно сказать, ближайшие неделя-две покажут, как отыграет. Первая неделя марта покажет, как рынок отыграет постановление правительства. Что касается розничных цен, розница таргетирована по инфляции. Выше, чем уровень инфляции, розничные цены не будут».

В сентябре 2023 года кабмин вводил временный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива из-за резкого роста оптовых цен. В ноябре эта мера была отменена. В Минэнерго тогда сообщили, что за два месяца на внутреннем рынке был создан профицит топлива, а биржевая оптовая стоимость бензина существенно снизилась.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию