16+
Суббота, 25 мая 2024
  • BRENT $ 82.09 / ₽ 7363
  • RTS1195.58
16 февраля 2024, 20:58 Общество

Быстрее «Сапсана»: между Москвой и Петербургом построят высокоскоростную железнодорожную магистраль

Лента новостей

Схема магистрали согласована на совещании у президента. Согласно плану, поезда по ней будут курсировать между двумя столицами за два с четвертью часа вместо текущих четырех. Строительство обойдется в 610 млрд рублей, а по его окончании полностью изменится загрузка старой железной дороги

Президент РФ Владимир Путин на совещании по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург.
Президент РФ Владимир Путин на совещании по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Фото: Sputnik/Aleksey Nikolskyi/Reuters

Схема высокоскоростной магистрали Москва — Петербург согласована на совещании у президента. Согласно плану, для ВСМ проложат новую трассу, она пройдет через шесть регионов, время в пути между столицами снизится с четырех до двух с небольшим часов, а поезда будут ходить каждые 10-15 минут.

Строительство обойдется в 610 млрд рублей, которые частично будут выделены из федерального бюджета, частично привлечены за счет банковских средств. Сколько может стоить билет и что в случае строительства ВСМ будет с загрузкой старой железной дороги?

Еще пять лет назад тогдашний глава Минэкономразвития Максим Орешкин назвал целесообразным строительство высокоскоростной магистрали Петербург — Москва — Нижний Новгород. В РЖД оценивали проект в 2,3 трлн рублей. Орешкин приводил аргументы: разгрузить аэропорты, освободить существующую «железку» для грузовых составов.

Прошлым летом в Минтрансе пришли к выводу, что наиболее логично строить все же ВСМ Москва — Петербург. Эксперты согласны: направление — самое подготовленное для запуска во всех смыслах. Но возможную цену билета сейчас практически никто не решается назвать. Тем более что за время строительства стоимость проекта может меняться. А ценообразование на таком направлении не может исходить из окупаемости проекта. Говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин:

Павел Иванкин президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры «Естественно, билет будет стоить дороже, чем в «Сапсане», не в разы, но процентов на 15-20 однозначно. В дальнейшем, когда уже, наверное, количество поездов увеличится, пассажиропоток будет возрастать, возможно, будет снижение [цены] билетов. А учитывая, что высокоскоростные поезда у нас будут курсировать по отдельно выделенной линии, соответственно, количество поездов, которое может быть назначено по текущей линии Москва — Санкт-Петербург, в том числе и плацкартных, и купейных поездов обычного восьмичасового хождения, просто будет у пассажира возможность выбора: либо поехать на дешевом плацкарте, либо на «Красной стреле», либо на высокоскоростной магистрали. В соответствии с тем, что обсуждается, «Сапсаны» с направления Москва — Санкт-Петербург будут убраны».

В последнем тезисе насчет «Сапсанов» сходятся многие опрошенные Business FM эксперты. Цены на «Сапсан» сейчас стартуют от 2700 в одну сторону по базовому тарифу, эконом — от 3500 до 6000 в зависимости от времени и даты. Важный вопрос, что будет с загруженностью старой железнодорожной ветки. Продолжает руководитель интернет-портала «Наш транспорт» Константин Венцлавович:

Константин Венцлавович руководитель интернет-портала «Наш транспорт» «Существующая линия, по которой сейчас ходят «Сапсаны», освободится не только для грузового движения, но и для пассажирского, для электричек, для более местных поездов, Москва — Тверь и Санкт-Петербург например. Существующая линия, когда она строилась, естественно, не была приспособлена под скоростное сообщение, которое на ней было в конце концов реализовано, и пришлось очень сильно пожертвовать всеми остальными видами сообщения на этой дороге, в том числе и грузовыми, и электричками. Если говорить о грузовом сообщении, то да, хоть и с Финляндией у нас сейчас грузооборот не такой большой, но, у нас все-таки есть порт в Санкт-Петербурге».

Санкт-Петербургский порт по итогам 2022 года оказался самым пострадавшим в России от международных санкций. По разным данным, его грузооборот снизился на 37-41%. То есть внешнеторговый трафик за два года сократился. Сейчас совсем другой расклад. Так что не стоит питать иллюзий насчет грузового железнодорожного движения, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров:

Михаил Бурмистров гендиректор «Infoline-аналитики» «Между Москвой и Санкт-Петербургом сейчас есть великолепная платная трасса, которая недавно построена, перевозок непосредственно между Москвой и Санкт-Петербургом, их толком по железной дороге было всегда крайне мало. Если мы говорим про грузовые перевозки, возить особо тут тяжелого как бы нечего, с теми сроками доставки, которые обеспечивает РЖД, выглядит все неоднозначно. Можно говорить, конечно, о каких-то перевозках контейнеров, но сейчас это совершенно экономически нецелесообразно, потому что есть возможность в порту Санкт-Петербурга загрузить контейнеровоз и либо через терминал сразу отправить его в Москву, и он, по сути дела, через несколько часов будет в Москве, то есть железная дорога никогда такую скорость не даст».

В общем, вопросов пока много. Определенно министр транспорта Виталий Савельев заявил, что первые 28 поездов планируется поставить на ВСМ в 2028 году, на их закупку потребуется 148 млрд рублей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию