СМИ: обстановка в Красном море грозит мировой экономике серьезными проблемами
Лента новостей
Атаки хуситов на грузовые суда в Красном море начинают сказываться на поставках продуктов. Если для перевозок нефти, газа и некоторых других товаров задержка при перевозке особой роли не играет, то для скоропортящихся продуктов она критична
Обновлено в 20:30
Нестабильная обстановка в Красном море может привести к проблемам в мировой экономике, пишут западные СМИ. Атаки хуситов на грузовые суда в Красном море, как отмечает Bloomberg, начинают сказываться на поставках продуктов от кофе до фруктов. Связано это с тем, что сухогрузы идут в обход, огибая Африку, но такой путь длиннее. И если для перевозок нефти, газа и некоторых других товаров время особой роли не играет, то для скоропортящихся продуктов оно критично, уточняет агентство:
«Ситуация пугает бизнес. Итальянские экспортеры опасаются, что киви и цитрусовые испортятся в пути, китайский имбирь взлетает в цене, а некоторые африканские кофейные грузы ненадолго, но задерживаются. Видно, что зерновые сухогрузы перенаправляются из Суэцкого канала, а одно судно, недавно перевозившее скот из Австралии, сменило курс в сторону Африки. Да, влияние конфликта пока точечное, но это уже показатель того, насколько хрупки цепочки поставок. Если ситуация усугубится, снижение цен на продукты будет невозможно. И в данной ситуации все в проигрыше — и потребители, и бизнес».
Пока перебои незначительные, пишет WSJ. Если сравнивать с масштабными проблемами, которые возникли из-за пандемии в 2020 и 2021 годах, экономические последствия нынешней ситуации будут меньше. Бизнес научился работать в условиях логистических ограничений. Но сейчас ситуация усугубляется геополитическим кризисом, отмечает издание.
«Эскалация ближневосточного конфликта, последовавшая за пандемией и другими событиями, напоминает о том, что перспективы мировой экономики все больше зависят от происходящего в мире. Суда, ходящие по Красному морю, перевозят около 40% товаров, которые торгуются между Европой и Азией. Чтобы понять перспективы ситуации, Oxford Economics приводит такие цифры: судну, идущему со скоростью 16,5 узла из Тайваня в Нидерланды через Красное море и Суэцкий канал, требуется около 25,5 дня на весь путь. Но это время увеличивается до 34 дней, если идти в обход. При этом дополнительное время в пути снижает годовую производительность каждого судна и может отразиться на стоимости грузоперевозок даже на других маршрутах. Также аналитики подмечают, что в период с 22 декабря по 12 января средняя стоимость транспортировки грузов в контейнере по всему миру уже удвоилась. И, по расчетам экономистов, такое увеличение стоимости, если будет сохраняться более трех месяцев, может поднять уровень инфляции в Еврозоне и снизить экономический рост почти на один процентный пункт. Учитывая, что экономика там уже ослаблена, ситуация может привести к ее сокращению в течение текущего года».
Также на фоне обострения в Красном море, по данным CNN, растет число страховых компаний, которые не спешат обслуживать американские, британские и израильские суда в контексте военных рисков. И хотя отказы пока не массовые, стоимость страхования судна в 100 млн долларов выросла с 10 тысяч долларов за рейс до 700 тысяч.
В последнее время к войне в Газе и нападениям на суда йеменских хуситов добавилось обострение между Ираном и Пакистаном. Суда с энергоносителями вместо прохода по Суэцкому каналу коротким путем в Европу вынуждены идти на 10 дней дольше, огибая Африку. Однако цены на баррель Brent практически не изменились. С начала декабря они выросли всего на 4%. А цена эталонного газового контракта за это же время упала на 28%, притом что Европа импортирует большую часть своего природного газа.
Секрет ценовой стабильности в падении спроса со стороны Германии и КНР из-за экономического спада, больших запасах энергоносителей, сохранении объема предложения и в ожиданиях роста мировой добычи, если ОПЕК+ отменит часть ограничений.
Какие еще факторы влияют на нынешнюю стабильность цен? Мнение научного руководителя российского Совета по международным делам, Андрея Кортунова:
Андрей Кортунов научный руководитель Российского совета по международным делам «Конечно, транспортные издержки на перевозку энергоносителей увеличиваются, что должно сказаться и на конечных ценах. Но при этом мы наблюдаем и другие тенденции, вот, например, не так давно Ангола вышла из состава ОПЕК, соответственно, она уже не участвует в определении глобальных квот на производство и экспорт углеводородов. Естественно, что это подталкивает цены вниз. Много зависит от таких факторов, которые трудно предсказать, например, если зима оказывается теплой в Европе, а сейчас, в общем, в Европе относительно тепло, в некоторых районах Китая уже температуры выше средних, то это снижает потребность в нефти, в природном газе, цены идут вниз. И поэтому при всем значении того, что происходит в Красном море, надо помнить, что это далеко не единственный фактор, который влияет на ценообразование, поэтому надо его учитывать в более общем контексте. Если говорить о ситуации в Красном море, то я думаю, что она может продолжаться довольно долго, и, вообще, так сказать, главный вопрос, наверное, ближайшего времени — это насколько удастся или не удастся избежать перерастания израильско-палестинского конфликта в более широкий региональный. Вот если начнется региональный конфликт, тогда, конечно, предсказать динамику цен на нефть будет очень трудно, но ясно, что цены резко пойдут вверх».
В разрастание локальных конфликтов в регионе Красного моря не верят и трейдеры, отмечает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета Константин Симонов. Кроме того, подорожание энергоносителей невыгодно и правящей партии США:
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Спекулянты, которые все равно доминируют на нефтяном рынке, на рынке нефтяных фьючерсов, не верят в перспективы большого военного конфликта. Я думаю, они исходят из простого предположения, что у нас меньше года до выборов в Соединенных Штатах, и если цена на нефть пойдет вверх, это окончательно похоронит перспективы Байдена на переизбрание. Это означает, что это просто интерес выживания нынешней администрации Соединенных Штатов, который состоит в том, чтобы не допустить этой большой войны. И, кстати, несмотря на то, что уже события в той же Палестине развиваются аж с 7 октября, тем не менее все равно ситуацию удается удерживать все-таки под каким-то контролем. По крайней мере, в вариант войны всех против всех ситуация на Ближнем Востоке не развивается. А вторая причина связана, я думаю, с оценкой ситуации на рынке физической нефти. Да, с одной стороны, сейчас поставки из Ближнего Востока в Европу через Красное море и Суэц сильно затруднены, но означает ли это, что Европа не в состоянии получать энергоносители с Ближнего Востока? Нет, она их получает. На рынке из-за этого конфликта пока не наступает физического голода. Вот если конфликт действительно зайдет настолько далеко, что перекрыт будет Ормузский пролив, рядом находящийся, вот это другая ситуация, потому что тогда уже ни катарский СПГ на рынок не выйдет, там нет других маршрутов, ни значительная часть саудовской нефти не попадет на рынок, потому что там, собственно, альтернатива — это Красное море, но основной маршрут все равно Ормузский пролив. И, соответственно, другие страны залива можно упомянуть. Вот это вот другая история, в такую перспективу основные игроки на рынке нефтяных фьючерсов пока не верят».
Европейские страны по итогам прошлого года сократили потребление газа с примерно 525 млрд до 490 млрд кубометров, сообщал в конце прошлого года вице-премьер Александр Новак. В этом году предложение СПГ вырастет, а потенциал снижения спроса на газ уже исчерпан, отмечают аналитики. Потребление этого топлива в нынешнем году может возрасти до 500 млрд кубометров. В связи с этим сохраняются высокие риски как нехватки поставок, так и роста цен.