McDonald's несет убытки из-за войны в Газе
Лента новостей
Несколько израильских ресторанов McDonald's осенью заявили, что бесплатно раздадут тысячи готовых блюд армии, больницам и полиции. После этого пропалестинские активисты стали призывать к бойкоту McDonald's, проводить эффектные акции. Было даже разработано приложение для супермаркетов, считывающее штрихкод товара и определяющее страну его происхождения
Обновлено 7 января в 20:34
В сети распространяются видео, где палестинские активисты требуют бойкотировать сеть ресторанов фастфуда из-за поддержки Израиля. Глава McDonald's заявил о дезинформации и необоснованных обвинениях. Почему компания вызвала масштабные протесты сторонников Палестины и какие еще западные гиганты захлестнула волна «отмен»?
В середине октября несколько израильских ресторанов McDonald's заявили, что бесплатно раздадут тысячи готовых блюд армии, больницам и полиции. А еще пообещали скидку в 50% военнослужащим. В ответ на это в соцсетях распространились тысячи видео с призывами сторонников Палестины бойкотировать американскую сеть фастфуда. Прилетело и точкам далеко от основного места действия. Сразу в двух ресторанах McDonald's в английском Бирмингеме в конце октября активисты выпустили несколько коробок мышей, шерсть которых окрасили в цвета флага Палестины. Это видео широко распространилось в Tiktok среди других, которые призывают бойкотировать американскую сеть фастфуда. А в уэльском Кардиффе сторонники Палестины скандировали лозунги с призывом отказаться от чизбургеров, чтобы отомстить за детей Газы. Что стало причиной такого бурного возмущения? Говорит корреспондент ВВС (заблокирована в России) в Нью-Йорке Мишель Флери:
В бойкот-лист, помимо McDonald's, попали и десятки других крупных западных корпораций. Это и косметическая L’Oréal, и кофейни Starbucks, а еще Nescafé, Nestlé и Zara. Все из-за возможной поддержки Израиля. Протестной кампании сторонников Палестины помогают не только алгоритмы соцсетей, но и арабские СМИ. Например, Al Jazeera посвятила 25-минутный выпуск программы The Stream разговору со сторонниками бойкота. Одним из ее героев стал житель Газы Ахмед Башбаш, который переехал в Будапешт. Он разработал приложение для смартфона No, Thanks. С помощью этой программы пользователь может прямо в магазине определить, какие продукты ему покупать теперь нельзя. Вот как Башбаш рассказал о своем проекте.
Также пропалестинские активисты, чтобы показать свой протест, меняют ценники в магазинах. На видео из соцсетей, например, бумажки с политическими высказываниями появились рядом с бутылками холодного кофе Starbucks. Сеть кофеен, кстати, к концу прошлого года потеряла 11 млрд долларов от своей рыночной стоимости. Правда, аналитики сомневаются, что такой эффект оказали политические бойкоты — акции крупнейших западных брендов в сообществе инвесторов считаются стабильными вложениями.
Управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин уверен, что общий экономический эффект протестов для McDonald’s будет нулевым:
Александр Душкин управляющий активами Международного фонда частных инвестиций «Многие глобальные компании будут испытывать стресс, скорее всего, нас ожидает сворачивание глобальной деятельености, потому что очень трудно быть одновременно, грубо говоря, в Северной Корее и в Западной Европе. Я бы не стал зацикливаться на проблемах McDonald’s, потому что для McDonald’s гораздо важнее количество обслуженных клиентов, да и потом, инвесторы не такие идиоты, чтобы поверить в то, что с McDonald’s будут проблемы из-за этого. Нет. Инвесторы должны думать о перспективе деглобализованного мира. Последние десятилетия со времен Горбачева и Рональда Рейгана — это был период глобализации, и многие компании стали супергигантами: Coca-Cola, Procter & Gamble, McDonald’s, крупные американские банки. Но по большей части сейчас идет обратный процесс — вытеснение компаний. Сейчас, например, в Китае все большую роль играют не глобальные предприятия, а местные компании. И компаниям трудно одновременно существовать и в рамках G7, и одновременно в рамках БРИКС».
То есть на капитализации McDonald’s ни этот скандал, ни уход из России существенно не повлиял. Другое дело, что та же Россия показала, что даже такую большую и разветвленную сеть возможно приземлить на отечественный рынок. И хоть названия бургеров поменялись, но массовый потребитель принципиальных изменений не заметил.