Сечень, травень, листопад и другие старославянские названия
Лента новостей
Январские рассказы Сергея Корзуна
Еще в конце XIX века кое-где в России встречались календари — бруски. На гранях или отдельных дощечках делали зарубки по числу дней в месяце и отдельно помечали дни праздников. Но связать эти бруски с языческим периодом невозможно. О славянском счете времени до принятия христианства мы знаем очень мало, первое упоминание календарных месяцев датируется XI веком. Но само индоевропейское слово «месяц» дает понять, что древние славяне пользовались лунным календарем.
В популярных текстах можно встретить такие будто бы славянские названия месяцев, как бокогрей, хмурень, скопидом, густоед, ветрозим. Имеет ли это какое-то отношение к реальности?
Владимир Пчелов историк, завкафедрой РГГУ «Эти названия, про которые вы говорите, — это что-то придуманное. Были славянские названия месяцев, которые и сейчас известны в языках славянских народов, они присутствуют. Это общие такие старославянские, скажем так, названия еще эпохи славянского единства, немножечко они отличаются применительно к соответствию современным месяцам, условно говоря. Где-то листопад — ноябрь, где-то листопад — это октябрь. Также сечень, травень, червень, серпень, листопад, грудень, просинец. Кое-какие из них зафиксированы и в древнерусских памятниках, в Остромировом Евангелии, например».
О древнем времени славян можно судить по языческим ритуалам. Русальную неделю и ночь на Купалу церковь явно отвергает, а вот Масленицу интегрировала и трактует как Сырную сед(ь)мицу, неделю перед Великим постом, хотя сжигание чучела не приветствует. Вот что говорит Владимир Пчелов:
«Некоторые образы святых по семантике совпали, например святой Власий — покровитель скота, а был бог Велес, который был богом скота у славян. Разные пословицы и поговорки тоже, которые окружили христианский календарь».
Сам день начала Нового года до XVIII века отдельным праздником не считался.
«Зимний Новый год введен был в Россию указом Петра I в 1699 году с 1 января 1700 года. А до этого никакого зимнего Нового года в России не было. Новый год был 1 марта, весеннее начало Нового года. Это вообще традиционно для многих календарей, в том числе, например, для древнеримского календаря. Мартовское новогодие было и в древнерусский период, уже после принятия христианства. А сентябрьское новогодие, которое заимствовано было из византийской традиции, было установлено в 1492 году, то есть в конце XV века, и просуществовало до 1700 года, то есть весь период Московского царства было сентябрьское новогодие. Поскольку в конце XV века началась ориентация на византийские традиции, уже к тому времени Византия прекратила существование, но Москва воспринималась как продолжательница Византии, то здесь вместе с определенными элементами придворного церемониала появилось и вот это византийское новолетие, оно было воспринято на Руси».
Ну а нынешнее новогоднее счастье детишек и актеров — Дед Мороз со Снегурочкой — это довольно поздняя история.
«Дед Мороз существовал в русском фольклоре в образе некого Мороза, Морозко. Есть даже знаменитая сказка «Морозко». Но это был такой персонаж неантропоморфный. Он был не таким, как мы сейчас представляем, в валенках, в тулупе, в шапке. Это такая персонификация мороза, некий образ, символизирующий само это природное явление. Что касается Снегурочки, то она появилась в XIX веке во многом благодаря Александру Николаевичу Островскому и его народной сказке о девочке, слепленной из снега. Снегурочка изначально не была связана с Новым годом. Это был просто такой вот фольклорный сказочный сюжет о девочке, которая появилась из снега, была слеплена и ожила. Потом она летом растаяла. А уже сопряжение с Новым годом, образ Деда Мороза в советский период появились. Елку вернули в середине 1930-х годов. Вот тогда вокруг этого возникла вся уже новогодняя атрибутика».
Тогда же, на границе тридцатых, была пара попыток реформировать недельный цикл календаря: в 1929 году без особого успеха вводили календарь-табель с пятидневной неделей и плавающими выходными, а в 1931 году — шестидневку с единым выходным — этот вариант просуществовал восемь с половиной лет. С тех пор на реформу календаря больше не замахивались.