16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.08 / ₽ 8148
  • RTS1171.06
12 мая 2010, 10:14 ОбществоМакроэкономикаПолитика

Разъединенное Королевство получило премьера

Лента новостей

Британский политический класс достаточно быстро сомкнул ряды и выдвинул из этих рядов самого молодого за последние два века премьер-министра — Дэвида Кэмерона

В свои 43 года Дэвид Кэмерон на полгода моложе лейбориста Тони Блэра в момент прихода того на Downing Street, 10. Фото: АР
В свои 43 года Дэвид Кэмерон на полгода моложе лейбориста Тони Блэра в момент прихода того на Downing Street, 10. Фото: АР

Самым удачным определением Великобритании после парламентских выборов, вероятно, можно считать формулу английского писателя Саймона Толкиена, внука знаменитого автора «Властелина колец». В своем блоге на сайте The Huffington Post он назвал страну «Разъединенным Королевством» (Desunited Kingdom), перефразируя, таким образом, официальное название государства. В остальном реакция мировых СМИ на итоги выборов в Англии была на редкость единодушной. The Wall Street Journal, например, писала о возможности анархии в стране и «наихудшем для рынков исходе» политического противостояния. Успокоить нервы может быстрое заключение коалиции, однако «ущерб доверию к британскому политическому классу уже нанесен, и его будет нелегко преодолеть», отмечало американское деловое издание.

Как бы то ни было, британский политический класс достаточно быстро сомкнул ряды и выдвинул из этих рядов самого молодого за последние два века премьер-министра. Им стал консерватор Дэвид Кэмерон, который в свои 43 года на полгода моложе лейбориста Тони Блэра в момент прихода того на Downing Street, 10. Существенная разница заключается в том, что Блэр приходил во власть на волне народного энтузиазма. Кэмерону страна досталась в гораздо худшем состоянии в разгар экономического кризиса и кризиса доверия к британским политикам.

К тому же Кэмерон впервые за 65 лет будет управлять коалиционным правительством. За прошедшие десятилетия британские политические деятели отвыкли от коалиционной политики, заметил в интервью The New York Times директор центра британской политики Ноттингемского университета Стивен Филдинг (Steven Fielding): «Им придется научиться этой работе в разгар самого худшего экономического кризиса, который мы когда-либо переживали».

Похоже, что в этом отношении Кэмерон может считаться достаточно удачным выбором. Унаследовав совершенно деморализованную консервативную партию в 2005 году, он всего за пять лет смог сделать из нее жизнеспособную организацию. Он стряхнул нафталин реакционных предубеждений, которые принято ассоциировать с тори, и привнес в работу консерваторов больший прагматизм, основанный на философии социального прогресса. Хотя Кэмерон не считает себя идеологом, возглавляемое им течение уже получило собственное название: «сострадательный консерватизм», или «консерватизм сочувствия».

Отчасти способность к сопереживанию связана с биографией самого политика. Его отец был инвалидом детства. Несмотря на это, Кэмерон получил элитное образование. Он учился в той же школе, что наследники британского престола, а затем в Итоне. Там учителя застали его за курением марихуаны. За это будущий премьер был наказан тем, что его заставили переписать 500 строк латинского текста. В Оксфорде Кэмерон входил в скандально известный Bullington Club. Члены этого сообщества считали делом чести напиться, устроить дебош, а затем с помощью взяток выйти сухими из воды. Все эти колоритные подробности, скорее, работали на имидж Кэмерона, особенно на фоне застегнутого на все пуговицы лидера лейбористов Гордона Брауна, который выглядел большим консерватором, чем сами тори. И, конечно, трагедия в семье Кэмерона — смерть сына, — по-человечески расположила к нему многих англичан, которые, вполне возможно, не разделяют его политических взглядов. Кэмерон был настолько убит горем, что всерьез намеревался уйти из политики. Сейчас супруги Кэмерон ждут нового ребенка.

Главной идеей своей избирательной кампании нынешний премьер сделал образ так называемого «большого общества» (big society). По его мысли, люди, вместо того, чтобы постоянно ожидать, что все их проблемы решат власти, должны объединяться в неправительственные организации. По опросам общественного мнения, этот подход в самый канун выборов должен был гарантировать консерваторам убедительное большинство в палате общин. Однако в действительности тори вынуждены были искать альянс со своими идеологическими противниками, свободными демократами.

Как выяснилось, в разгар кризиса людей все-таки больше волнуют не идеологические схемы, а личное благосостояние. По данным британского агентства UKPA, почти половина англичан считает, что исход всеобщих выборов станет негативным фактором для экономики страны. Опрос, проведенной компанией Mintel, специализирующейся на анализе рынка, показал, что лишь 15% респондентов связывают с переменами в политике реального улучшения экономического положения. Общие настроения британских потребителей характеризуются «цинизмом и негативизмом». Какие бы обещания ни делали политические лидеры, дефицит есть дефицит, и его надо за счет чего-то финансировать. Что, в свою очередь, означает, что англичанам придется затянуть потуже пояса, говорится в аналитической записке Mintel.

С точки зрения потребительского спроса такие настроения будут выражаться в том, что люди станут больше экономить и меньше тратить, отказывая себе, прежде всего, в приобретении товаров, связанных с модой, а также в крупных покупках. В конечном счете, речь может идти и о сокращении трат на продукты питания, полагают исследователи.

Это непростая обстановка для формирования нового кабинета.

Между тем первые назначения уже сделаны, сообщает электронная версия газеты The Daily Telegraph. Министром финансов станет Джордж Осборн, памятный в связи со скандалом в британских СМИ, вызванным посещением рядом британских политиков приема на яхте Олега Дерипаски в позапрошлом году. Министром иностранных дел новый премьер предложил стать Уильяму Хейгу, портфель главы оборонного ведомства достанется Лайаму Фоксу. Ряд мест в кабинете получили представители завоевавшей третье место на выборах либерал-демократической партии; их лидер Ник Клегг стал вице-премьером.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию