Правительство предложило повысить заградительную пошлину на экспорт нефти
Лента новостей
Речь идет об увеличении с 20 тысяч рублей до 50 тысяч рублей за тонну. Кабмин также предложил корректировку механизма компенсаций нефтяным компаниям за сдерживание цен на нефтепродукты на внутреннем рынке
![](https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2023/09/27/3_russia-fuel.jpg)
Правительство предложило новые меры по сдерживанию рынка топлива. В частности, ввести заградительную пошлину на экспорт нефтепродуктов в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей с тонны. А также ввести полный запрет на экспорт топлива, которое было куплено на рынке, а не произведено. Об этом заявил вице-премьер Александр Новак на заседании правительства с президентом.
По словам Владимира Путина, несмотря на введенный ранее запрет на экспорт топлива, розничные цены продолжают расти. Простых потребителей, по его словам, не интересуют сложные цепочки, им важен результат:
Как отметил на совещании
Правительство ожидает дальнейшей стабилизации рынка. Для этого следует ввести еще ряд мер, отметил Новак. Кроме увеличения для перекупщиков заградительной пошлины до 50 тысяч рублей и запрета экспорта купленного топлива, надо скорректировать демпфер и, возможно, субсидировать поставки мазута в отдельные регионы.
Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Вообще, звучит так, будто предлагают возвращение к более рыночным вариантам, потому что сейчас действует запрет на экспорт всех нефтепродуктов. Когда оптимальная загрузка НПЗ предполагает производство гораздо большего объема нефтепродуктов, чем могут быть освоены на внутреннем рынке, придется в условиях полного запрета сокращать переработку, это не очень хороший сценарий, если запрет затянется, поэтому Новак предлагает вернуться к вариантам чуть более мягким: экспортные пошлины дифференцированные в зависимости от того, кто это экспортирует и какие обязательства есть у этого игрока по внутреннему рынку; субсидии для некоторых внутренних потребителей — все это звучит немного более рыночным вариантом, чем просто когда мы обрубили весь экспорт. Мне кажется, пройдет несколько недель, и мы вернемся к более мягким вариантам регулирования. Все последние месяцы в правительстве обсуждался этот вопрос: как действовать? Звучали варианты более мягкие, более жесткие, Новак, его команда, включая Павла Сорокина, отстаивали сначала более мягкие варианты регулирования со всеми этими пошлинами. Но на каком-то этапе, видимо, они поняли, что толком дольше ждать нельзя, пожар на внутреннем рынке, и надо его тушить, ну, вот максимально жесткая мера. Но это такая жесткая мера, как антибиотик, который в больнице колют, но его нельзя колоть слишком долго, я думаю, что по прошествии нескольких недель мы вернемся к тем вариантам, которые обсуждались летом, которые сегодня отчасти были озвучены Новаком».
Владимир Путин на совещании добавил, что на топливном рынке можно использовать такой же механизм, как с удобрениями. Если обеспечили внутренний рынок — можно экспортировать, отметил президент. По его словам, следует «плотнее работать» с нефтяными компаниями, чтобы они «понимали свою ответственность».
Впрочем, даже сейчас нельзя сказать, что введенные ранее меры поспособствовали насыщению внутреннего рынка, считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Мы видели, что сразу после объявления о запрете экспорта на бензин и дизель цены на следующий день очень сильно просели, под 20% было снижение, во многом это была психологическая реакция рынка, биржи. Сейчас мы видим коррекцию, цена немножко подрастает после обвального падения, и здесь вопрос заключается в том, что она в дальнейшем будет на низком уровне, то есть это именно то, чего добивалось государство? Внутренний рынок насытился или нет? И есть факты, которые выступают за другую версию, — что нефтяные компании сами, по сути, снизили цены торговли на бирже, но насыщения внутреннего рынка по-прежнему не происходит. В пользу этой версии говорит то, что само количество сделок не увеличилось существенно с момента введения запрета на экспорт. Если государство будет последовательным, то оно дождется, пока по этим относительно низким ценам будет куплено топливо в больших объемах, когда сельхозпроизводители себе закупят, а здесь вполне может оказаться, что конфликт между государством и компаниями продолжается, что они формально снизили цены, но, с другой стороны, они тоже могут какую-то «итальянскую» забастовку устроить, например вернуться к продажам ровно того объема, который их обязывает государство, — 13%, например, в реальности нефтяные компании продавали даже больше. Я думаю, что пока идет процесс торга».
Ранее
Рекомендуем:
![](https://s.bfm.ru/images/elements/more.png)
![](https://s.bfm.ru/images/elements/more.png)
![](https://s.bfm.ru/images/elements/more.png)
![](https://s.bfm.ru/images/elements/more.png)
Рекомендуем:
![](https://s.bfm.ru/images/elements/more.png)
![](https://s.bfm.ru/images/elements/more.png)