16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 88.84 / ₽ 8359
  • RTS1160.60
22 сентября 2023, 17:19 Финансы

Правительство РФ прогнозирует стабильный рост экономики в ближайшие три года

Лента новостей

Заявление сделал премьер Мишустин на заседании правительства, посвященном обсуждению обновленного прогноза по макроэкономике и федеральному бюджету на следующие три года. Он запланирован дефицитным, но разница минимальна и не должна вызвать проблем, если все пойдет по планам правительства, считает эксперт

Михаил Мишустин.
Михаил Мишустин. Фото: Александр Астафьев/ТАСС

Обновлено в 20:50

Правительство рассчитывает, что российская экономика в ближайшие три года будет расти достаточно высокими темпами, не меньше 2% годовых. Об этом заявил глава кабмина Михаил Мишустин, открывая большое заседание правительства. На нем рассматривается обновленный макроэкономический прогноз и проект федерального бюджета на 2024-2026 годы.

По словам премьер-министра, уже в следующем году ненефтегазовые доходы бюджета должны вдвое превысить нефтегазовые. Драйверами роста станут инвестиции, потребление и производство, отметил Мишустин:

«Начнем мы с прогноза социально-экономического развития, традиционно Минэкономразвития подготовило два варианта — базовый и консервативный. При составлении бюджета мы опирались на базовый, и он предполагает сохранение ежегодных темпов роста на уровне выше 2%. Основные параметры бюджета сформированы исходя из подходов, одобренных на совещании у президента. В следующем году мы ожидаем поступления доходов в объеме 35 трлн рублей, такой существенный рост станет возможным благодаря дальнейшему развитию нашей экономики. Ненефтегазовые поступления при этом должны вдвое превысить нефтегазовые. Расходы тоже увеличатся, их предельный размер в 2024 году запланирован на уровне 36 трлн 600 млрд рублей, прежде всего за счет значительного роста финансирования мер по реализации послания президента Федеральному собранию. На национальные проекты в следующем году будет выделено около 3 трлн, свыше 760 млрд в течение трех лет пойдет на выполнение соответствующих инициатив социально-экономического развития. Такая динамика позволит обеспечить безусловное финансирование не только всех принятых обязательств, но и других актуальных приоритетов. Это социальная поддержка наиболее уязвимых категорий граждан, укрепление обороноспособности страны, интеграция новых регионов, также технологическое развитие и расширение нашей инфраструктуры. Ресурсы на все эти приоритеты учтены в трехлетнем бюджете страны. Мы старались минимизировать также и его дефицит, насколько это возможно. Предусмотрели, что покрываться он станет в основном за счет заимствований».

Правительство запланировало доходы и расходы будущего бюджета на значительно более высоком уровне, чем сейчас. Доходы ожидаются в среднем на уровне 33,5 трлн рублей в год, а расходы — 35,5 трлн. В действующем бюджете расходы и доходы — ниже 30 трлн рублей. При этом дефицит бюджета в ближайшие три года не превысит 1% ВВП.

Комментирует директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев:

Олег Буклемишев директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ «Дефицит, конечно, мизерный, считайте, что его просто нет, потому что такого размера дефицит смешной и его финансирование, если он действительно будет таким, никакой проблемы не составляет. В текущем году дефицит в номинальном объеме будет, по всей видимости, побольше. Так что концепция более-менее понятная: это концепция неснижения номинальных расходов. И вторая часть этой концепции — это расчет на продолжение экономического развития, на экономический рост. Но вот с этим, конечно, может быть сложнее с учетом того, что, с одной стороны, сейчас мы имеем достаточно высокую ставку, которая дестимулирует экономический рост, а с другой стороны, мы имеем торможение расходов по сравнению с началом года. И это торможение расходов, по всей видимости, тоже должно продлиться в будущем для того, чтобы мы вышли на подобные параметры. В первой половине года казалось, что расходы выйдут за все необходимые возможные рамки, но, как выяснилось, правительство сумело и притормозить с расходами, и то ослабление рубля, которое случилось в летние месяцы, позволило набрать дополнительных доходов за счет нефтегазовой части бюджета, и поэтому сейчас бюджет выглядит совершенно иначе, нежели три месяца назад. Не исключаю, что через три месяца картина полностью изменится и мы будем говорить уже об остальных цифрах, но бюджет принимается в эти осенние месяцы, и поэтому мы будем смотреть на него исходя из текущей ситуации и с того прогноза, которое сделало правительство. Конечно, реалистичность этого прогноза тоже предстоит тщательно проанализировать».

Согласно обновленному прогнозу социально-экономического развития, инфляция в России в годовом выражении в марте следующего года ускорится до 8,1%, а к декабрю замедлится до прогнозных 4,5%. Курс российской валюты к доллару с середины 2024 года стабилизируется в диапазоне 90-92 рубля за доллар.

Из прогноза следует, что рост тарифов для бинеса и населения превысит ожидаемый уровень инфляции. В Минэнерго уже сообщили, что основной причиной опережающей индексации тарифов на электроэнергию и газ стал рост издержек производителей и поставщиков, связанных с общим увеличением цен в экономике. Из-за этого было принято решение повысить оптовые тарифы на газ для всех категорий потребителей.

О причинах роста расходов государства и о том, как правительство будет балансировать бюджет, говорит завкафедрой финансов и кредита экономического факультета МГУ Сергей Дубинин:

— Федеральный бюджет будет прямым продолжением бюджета 2022 года и 2023-го. В 2024 году планируется продолжение СВО, и все, что связано с расходами по соответствующим статьям, включая социальные расходы, непосредственно расходы на оборону, безопасность, секретные статьи, которые занимают достаточно большое место в федеральном бюджете РФ, все это будет наращиваться. Это, в общем, объясняет структуру, которую мы сейчас видим.

— За счет чего доходы бюджета планируется увеличить?

— Во-первых, планируется, как нам объяснил Минфин, больше получить ненефтегазовых доходов, чем нефтегазовых, которые связаны с экспортом. Но тем не менее торговля нефтью должна приносить, соответственно, свои результаты. То есть эти доходы снизятся в процентном отношении к общему объему доходов. Напомню, что до событий на Украине это было где-то порядка 35% доходов бюджета, предыдущее пятилетие. Ну а в 2022 году это было уже 45-46%. В текущем году эта доля снизилась, видимо будет также снижаться. Доходы основные — это налоги, естественно, косвенные, включая на импорт, то есть это НДС и таможенные пошлины. Поскольку импорт по объемам восстановился, то вполне объяснимо возрастание этого рода налогообложения. Ну и плюс будут какие-то специальные в этом плане тоже дальнейшие увеличения налогообложения типа того, которое мы видели по сверхприбылям предприятий, корпораций, да и банков. В текущем году сейчас это будет как бы старт. В дальнейшем, видимо, поскольку приоритеты обеспечения бюджета и сдерживания дефицита нужно хотя бы как-то ограничить, вот это, в общем главное, то будут, соответственно, наращиваться налоги.

Минфин предлагает в следующем году вернуться к бюджетному правилу с ценой отсечения нефти 60 долларов за баррель. Об этом заявил на заседании правительства глава ведомства Антон Силуанов.

Как сказал министр финансов, в этом году мы рассчитывали базовые нефтегазовые доходы исходя из номинальной цифры в 8 трлн рублей. «В следующем году предлагаем вернуться к обычным параметрам расчета базовых нефтегазовых доходов, исходя из базовой цены на нефть. Это 60 долларов за баррель», — заявил Силуанов.

Он также сказал, что общий объем заимствований на внутреннем рынке для покрытия дефицита бюджета составит около 4 трлн рублей в год.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию