16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6880
  • RTS1102.01
18 сентября 2023, 17:16 Общество

Минпроторг не получал жалоб от российских производителей на проблемы с экспортом китайских дронов

Лента новостей

С 1 сентября Китай ужесточил условия экспорта дронов и комплектующих, по ряду позиций экспорт был запрещен. Несмотря на предупреждения Минпромторга запастись комплектующими впрок, ряд производителей столкнулись с дефицитом по ряду позиций, писал «Коммерсантъ». Business FM спросила участников отрасли, как обстоят дела у них

Фото: Costfoto/NurPhoto/Reuters

В Минпроторге опровергли жалобы российских производителей на проблемы с экспортом дронов из Китая, сообщает РБК со ссылкой на представителей ведомства.

Там подчеркнули, что не получали «обращений от производителей о наличии проблем с экспортом беспилотников и комплектующих» в связи с решением Китая с 1 сентября приостановить их поставки в Россию. В пресс-службе Минпромторга заявили, что заранее предупредили производителей дронов о необходимости нарастить запасы.

Утром «Коммерсантъ» писал, что хотя часть крупных ретейлеров и российских производителей аппаратов закупились продукцией впрок, некоторые из них столкнулись с дефицитом. Причем изначально запрет касался дронов массой от четырех килограммов из-за опасения, что они могут использоваться в военных целях, но это сказалось и на гражданских беспилотниках.

Так, по данным газеты, зафиксирована нехватка БПЛА, применяемых в сельском хозяйстве. Речь идет о дронах, которые весят около 30-40 кг и не производятся в России в больших количествах. Также дефицит может коснуться, например, тепловизоров, писал «Коммерсантъ».

Но контракты на поставку заключаются на несколько месяцев, поэтому не все заметили дефицит. Так, основатель компании «Геоскан» Алексей Семенов сбоя в поставках не заметил:

— В основном мы делаем сами. Те комплектующие, которые нам поставляют, из Китая, пока не видим никаких отказов, поэтому надеемся, что их и не будет.

— А что это за комплектующие? Или если секрет, то категория комплектующих, хотя бы которые из Китая?

— Если мы начнем говорить, за этим начнут особо следить. Это не такие принципиальные вещи, которые нельзя заменить.

— В России производство их насколько быстро можно соорудить?

— Оно есть, просто подороже и похуже. Я думаю, что это все при необходимости можно построить производство. То есть я не ожидаю, что при таких отношениях, которые сейчас есть, могут быть серьезные проблемы. Обычно из Китая везут либо аккумуляторы, либо пластины для аккумуляторов, потому что Китай в этом известный мировой лидер. И везут простую комплектацию, те же моторы. Моторы делаются и в России, не такая большая проблема.

— Ну и самое главное, что это дроны весом более четырех килограммов, которые могут нести на себе некие полезные вещи.

— У нас подавляющая часть нашей продукции — это как раз до четырех килограммов. Может быть, поэтому мы не сталкиваемся, не видим пока никаких проблем.

По данным «Коммерсанта», запасов комплектующих у российских производителей хватит на три-шесть месяцев. В таких сложных технологиях, как БПЛА, заменить китайских поставщиков не получится, говорит руководитель компании «Аэрокон» Эдуард Багдасарян. Его компания столкнулась с дефицитом:

— На политическом уровне Китай позицию свою, так сказать, лояльную по отношению к России сохраняет. Но дело в том, что поставками занимается не правительство, не власть, а конкретные коммерческие компании, и, естественно, они опасаются санкций со стороны США, ЕС и так далее. Проблема, безусловно, есть, разумеется, российские компании испытывают определенные сложности.

— Есть какие-то комплектующие, которые заменить неоткуда, только Китай их может поставлять?

— Когда в конструкции изделие уже, если оно еще прошло госиспытания, очень сложно быстро заменить одно на другое, это нужно целый цикл разработки проводить, и в текущих условиях это практически нереально сделать. Поэтому ищутся все способы для того, чтобы найти способ поставки от изготовителя через разные-разные структуры и фирмы. Литийполимерные аккумуляторные батареи, можно там что-то заменить, провода и электрику можно, а, допустим, рулевые машинки, они конкретные, их немного производителей. Материалы какие-то можно, допустим, но они уже заменены на отечественные зачастую.

— Что я еще не до конца понимаю, ограничение вроде бы касается экспорта беспилотников четырехкилограммовых, четыре килограмма и более. Комплектующих для вот таких, будем говорить тяжеленьких, беспилотников. А для тех, которые полегче, ограничений нет?

— Да, но это совсем простенькие, примитивные. Это игровые, не промышленные.

— Мне казалось, что те, которые и до четырех килограммов, как-то перепрошивают, и взрывчатку они если нужно могут нести на себе.

— Могут, но почему-то ограничились категорией в четыре килограмма.

— Ваши беспилотники, они и для военных целей и для гражданских используемые?

— У нас тренажерные в основном комплексы, скажем так, гражданские пока на этапе разработки — для сельского хозяйства.

— А тренажерные, ну они понятно, что они в зоне СВО.

— Да не знаем, честно говоря, где они используются, нас потребитель даже не информирует — это Минобороны и так далее.

— Если с 1 сентября это ограничение действует, наверное, со стороны Минобороны были опасения?

— Минобороны давно уже принимает решение по минимизации использования — сократить, минимизировать использование зарубежных комплектующих и изделий, и так далее — это такая политика. Но Минобороны, что оно может? Оно только может регламентировать. Что касается фактического движения в эту сторону, то все прекрасно понимают, что это ни за полгода, ни за год это не сделаешь. Это вопрос технической политики государственной, чтобы в России было производство изделий, комплектующих, промышленных компонентов. В этом должен быть заинтересован бизнес. Пока это все носит риторический характер.

Рассмотрение заявок и оформление разрешения на экспорт из Китая, по оценкам источников «Коммерсанта», может занять от полугода до года, но уже есть те, кому это удалось.

По словам ретейлеров, ряд российских производителей дронов, работающих на иностранной компонентной базе, предупредили клиентов о подорожании как минимум на 20%, в том числе в связи с изменением курса валют.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию