16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
4 мая 2010, 17:21 Право

За смерть в СИЗО поплатились следователи

Лента новостей

Смерть в СИЗО обвиняемой в мошенничестве Веры Трифоновой повлекла за собой отставки высокопоставленных лиц в подмосковном СКП. Ранее, когда в СИЗО умер Сергей Магнитский, должностей лишились сотрудники ФСИНа

Вера Трифонова скончалась в СИЗО «Матросская тишина», не дождавшись перевода в больницу. Фото: PhotoXPress
Вера Трифонова скончалась в СИЗО «Матросская тишина», не дождавшись перевода в больницу. Фото: PhotoXPress

Смерть в СИЗО обвиняемой в мошенничестве главы компании «КитЭлитНедвижимость» Веры Трифоновой повлекла за собой отставки: уволен заместитель главы следственного управления по Московской области Александр Филиппов и руководитель отдела по расследованию дел коррупционной направленности СКП Подмосковья Валерий Иварлак. В отношении следователя СКП РФ Сергея Пысина возбуждено уголовное дело по статье «халатность». Однако это не устраивает адвоката погибшей и он намерен добиваться привлечения следователя по более тяжкой статье.

В субботу, 1 мая, Дмитрий Медведев поручил главе СКП Александру Бастрыкину провести всестороннее расследование в связи с очередной смертью в СИЗО. В итоге, Александр Филиппов уволен с формулировкой за «ненадлежащий контроль по обеспечению прав обвиняемых», говорится в сообщении на сайте СКП РФ. С такой же формулировкой уволен и руководитель отдела по расследованию дел коррупционной направленности СКП Подмосковья Валерий Иварлак. Кроме того, руководителю следственного управления по Московской области Андрею Маркову объявлено о неполном служебном соответствии. Руководителю следственного управления Следственного комитета по городу Москве поручено организовать процессуальную проверку — оказывалась ли надлежащая медицинская помощь Вере Трифоновой сотрудниками учреждения УФСИН и медицинскими работниками. Кроме того, Бастрыкин потребовал при избрании меры пресечения оценивать состояние здоровья и возраст обвиняемых.

Первые результаты проверки, проводимой по поручению президента, следующие: Трифонова еще при задержании заявила следователю о тяжелом состоянии здоровья и необходимости постоянного лечения. Однако в нарушение действующего законодательства этот факт проверен не был, и предпринимателя заключили под стражу. «В дальнейшем адвокат Трифоновой неоднократно обращался к следователю с ходатайством об изменении меры пресечения ввиду ухудшающегося состояния здоровья Трифоновой. Однако и эти ходатайства следствием отклонялись безосновательно, без изучения доводов защиты и проверки изложенных в них сведений. Кроме того, следствием были оставлены без рассмотрения два обращения начальника СИЗО, в котором содержалась Трифонова, о необходимости изменения в отношении нее меры пресечения», — говорится в сообщении СКП.

Вера Трифонова проходила в качестве обвиняемой по делу о попытке продажи сенаторского кресла за 1,5 млн долларов председателю правления МФТ-Банка Павлу Разумову. Она была арестована в декабре прошлого года и умерла через пять месяцев нахождения под стражей — 30 апреля в 12:35 мск в палате интенсивной терапии хирургического отделения больницы «Матросской тишины». Она поступила в больницу с диагнозом сахарный диабет, диабетическая нефропатия и хроническая почечная недостаточность.

Защита пыталась убедить Сергея Пысина, которому теперь грозит до пяти лет лишения свободы, отправить Трифонову на лечение в специализированное медучреждение, «однако этого сделать не удалось», заявлял ранее адвокат Трифоновой Владимир Жеребенков в интервью BFM.ru. На протяжении четырех месяцев следствие отказывалось изменить меру пресечения обвиняемой, у которой отказывали почки, а Одинцовский городской суд отвергал ходатайство о залоге. В итоге следователь согласился вернуть Веру Трифонову в 20-ю горбольницу, где имеется режимный блок. Ее должны были перевести в это учреждение 30 апреля, то есть как раз в день смерти.

Между тем, по данным столичного управления ФСИН, с 29 по 30 апреля с подследственной проводилась подготовка к началу рекомендованной врачами почечной терапии. Местом ее проведения должен был стать Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М. Ф. Владимирского (МОНИКИ).

Смерть Веры Трифоновой в СИЗО стала вторым громким прецедентом подобного рода. В ноябре прошлого года в СИЗО «Матросская Тишина» скончался юрист фонда Hermitage Capital Management Сергей Магнитский, после неоказания ему своевременной медицинской помощи. После этого, в декабре Дмитрий Медведев своим указом уволил начальников девяти центральных управления Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН), а также руководителей 11 территориальный управлений этого ведомства. Глава президентского Совета по содействию развития институтов гражданского общества Элла Памфилова назвала смерть юриста «профессиональной болезнью российских предпринимателей».

Отметим, на сей раз вину за смерть обвиняемой возложили не на руководителей ФСИНа, а на следователей. Возможно, держать ответ придется и судье Одинцовского горсуда Ольге Макаровой.

Добавим, в апреле этого года были утверждены поправки, предусматривающие замену заключения на залог для обвиняемых в экономических преступлениях. Сумма залога составляет от 100 тысяч рублей по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести и от 500 тысяч рублей — по тяжким и особо тяжким преступлениям. Такая сумма обсуждалась Медведевым на встрече с предпринимателями в резиденции в Барвихе.

Однако Веру Трифонову, по словам ее адвокатов, под залог отпускать отказались. «Пусть признает вину и покается», — только при таких условиях следователь Сергей Пысин обещал выпустить бизнес-вумен под залог, утверждает Владимир Жеребенков. Защитник заявил BFM.ru, что располагает диктофонной записью слов следователя, которую в ближайшее время намерен обнародовать.

Он не согласен с квалификацией действий Сергея Пысина по части 2-й статьи 293 УК. По закону, «халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека» влечет только до 5 лет лишения свободы. «Это преступление, как правило, совершают по неосторожности, а Пысин действовал целенаправленно», — считает адвокат. По мнению Жеребенкова, действия следователя подпадают под более тяжкую статью УК, за которую предусмотрено и более суровое наказание — до 10 лет лишения свободы (часть 3-я статьи 285 УК — злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия). «Мы намерены добиваться привлечения следователя к уголовной ответственности именно по этой статье», — сказал адвокат. По его словам, защита планирует начать работу в этом направлении сразу же после похорон Веры Трифоновой, которые состоятся завтра.

Ранее BFM.ru сообщал, что вице-президенту наблюдательного совета ювелирного холдинга «Алтын» Антонине Бабосюк, которая также испытывает проблемы со здоровьем, суд отказал в освобождении под залог в 30 млн рублей и двух трехкомнатных квартир в столице в придачу.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию