16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 87.09 / ₽ 8125
  • RTS1168.24
13 сентября 2023, 23:02 Право

Покупателям онлайн-курсов, не завершившим обучение, разрешили возвращать деньги

Лента новостей

Верховный суд разрешил возвращать полную оплату за онлайн-курс, если клиент передумал его проходить. Ранее пользователи жаловались, что после отказа от занятий получают деньги назад, но за вычетом большого процента от суммы. Изменит ли вердикт ВС практику по отказам от онлайн-обучения?

Фото: Trent Erwin/Unsplash

Житель Читы оплатил доступ к онлайн-курсу по предпринимательству. Стоил он 250 тысяч рублей, и компания «Лайк Центр» обещала вернуть деньги в полном объеме, если обучение не приведет к «бизнес-результатам». В итоге клиент прошел два блока программы — «Наставничество» и «Скорость», — после чего поспешил отказаться от курса. Вот только компания сослалась на публичную оферту и заявила, что вернет клиенту всего 8% от общей суммы. Суд первой инстанции, а также суд апелляционной инстанции с этим аргументом согласились. На сторону ученика встал Верховный суд, который сослался на положение закона «О защите прав потребителей».

На самом деле клиенты часто выигрывают такие дела, указывает юрист Сергей Емельянов. Он предположил, что в случае жителя Читы вероятно, что обращение в суд было составлено некорректно.

Сергей Емельянов юрист «Это все сто лет назад было. Мы прекрасно все взыскивали еще до этого решения Верховного суда. Все в законе написано. Предполагаю, что лист был составлен со ссылкой на общие нормы гражданского права. В организации, наверное, должен быть юрист, который им бы подсказал, что условие, согласно которому возвращается только 8%, противоречит закону «О защите прав потребителей». Соответственно, оно ничтожно. И без разницы, онлайн-курсы это или договор на изготовление старых галош. Если потребитель считает нужным, он может в любой момент отказаться от исполнения договора оказания услуг. Единственное, закон говорит, что в таком случае он будет обязан возместить исполнителю все реально понесенные им расходы. Исполнитель мог часть каких-то услуг уже подготовить, но до продажной формы эти услуги могли быть не готовы. Исполнитель в таком случае будет обязан доказать, что он понес затраты именно в связи с данным договором. А, как правило, этой ситуации не бывает».

В Business FM обратился слушатель Алексей: доступ к его онлайн-курсу внезапно закрылся, и платформа Getcourse отказывается его продлевать. Связано это, как предполагает Алексей, с банкротством владельца курса. Возвращать деньги он не пробовал, потому что платил за обучение непосредственно владельцу. Однако на платформе, где курс находился раньше, он больше недоступен, и сервис отказывается его продлевать. Вот как о ситуации рассказывает сам Алексей:

«Я был не один такой, много людей этими курсами пользовались. Предложил открыть доступ хотя бы на неделю, чтобы люди успели хоть кратко ознакомиться. Я также предложил второй вариант — просто оплатить за владельца этого аккаунта, допустим, еще месяц доступа. Было отказано, там сослались на оферту, которая размещена на сайте. Собственно, в оферте я нашел только то, что они защищают авторские права владельца. Я разумно возразил: «Слушайте, я же не претендую на эти авторские права». Но объяснить, что к защите авторских прав это никакого отношения не имеет, я не смог. И мне еще был дан ответ на мое обращение, мне написали, что в связи с прекращением оплаты за данный аккаунт его действие было приостановлено. Я на это сослался, говорю: «Видите, вы сами написали, что было прекращено действие аккаунта из-за отсутствия оплаты. Давайте я произведу эту оплату, ведь какая разница, кто ее производит». Даже на это тоже не пошли».

Business FM отправила запрос в Getcourse, на момент публикации материала компания на него не ответила.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию