Из Сочи Реджеп Эрдоган улетел не в восторге, но и не с пустыми руками. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
C возобновлением зерновой сделки по плану Эрдогана не получилось, но Россия и Турция согласовали строительство второй АЭС на территории Турции на тех же условиях, что и «Аккую». По итогам трехчасовой встречи как с глазу на глаз, так и в расширенном составе никаких документов подписано не будет. В том, не зря ли Эрдоган съездил в Сочи, разбирался Георгий Бовт
В Сочи прошли переговоры президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана. Первая часть прошла в расширенном составе, с участием в том числе министров обороны и глав ЦБ, вторая — с глазу на глаз. По итогам лидеры провели совместную пресс-конференцию. Никаких документов не подписано, но и не предполагалось. Как оценить итоги визита Эрдогана?
Российский президент оценил итоги переговоров с максимально радушно им принятым Эрдоганом позитивно, подчеркнув, что отношения двух стран развиваются успешно по всем направлениям, да и сама встреча прошла успешно. Он также перечислил основные достижения — как уже свершившиеся, так и будущие. В качестве очевидного достижения было выделено увеличение поставок российского газа в Турцию, которые за восемь месяцев превысили 10 млрд кубометров. Затем последовал намек на проект создания газового хаба, который можно уловить в словах Путина о том, что Россия намерена и далее обеспечивать поставки газа в Турцию и третьи страны. Собственно, помимо Украины Турция остается вторым маршрутом экспорта трубопроводного газа в Европу, хотя все еще уступает украинскому маршруту. По самому газовому хабу ясности пока не возникло: «Газпром» должен представить некую дорожную карту, а ранее Путин говорил, что этот хаб вообще будет «виртуальным», то есть в виде расчетов, а не в виде поставок и дальнейшей перепродажи.
На саммите присутствовали главы центробанков, а российский президент отметил рост доли нацвалют во взаимных расчетах и падение долей евро и доллара. Однако тут есть опасность попасть в ту же ловушку, в какую российские экспортеры попали с Индией, накопив неконвертируемых рупий почти на 40 млрд долларов, на каковую сумму Индия просто не может обеспечить адекватный объем экспорта необходимых России товаров. Да и не хочет, поскольку не хочет нарушать западные санкции. Это вообще типичная проблема в торговле за неконвертируемую нацвалюту при наличии большого торгового профицита у одной страны. В прошлом году товарооборот России и Турции достиг 69,8 млрд долларов, из которых 60,5 млрд (рост на 128%) составил российский экспорт и лишь 9,3 млрд (рост на 43%) — турецкий импорт в РФ.
В этом году есть тенденция к увеличению турецкого экспорта на фоне удешевления российского за счет падения мировых цен на углеводороды. Однако до паритета в торговле еще очень далеко. При этом турецкая лира за последние пару лет упала к доллару более чем в два раза, а инфляция в стране может достичь в этом году 58%. В этом смысле увеличение доли нацвалют в расчетах экономически выгодно Анкаре.
Другим позитивным для обеих стран результатом можно считать согласование строительства уже второй после «Аккую» АЭС — на сей раз в Синопе. Если реализация проекта произойдет на тех же условиях, что и АЭС в Аккую (так и есть. — BFM), сооружаемой за счет российского кредита, то Эрдоган точно уехал из Сочи не с пустыми руками.
А вот по зерновой сделке договориться, судя по всему, пока не удалось. Российский президент вновь повторил свою жесткую позицию, согласно которой Москву «кинули» по части выполнения данных в связи с зерновой сделкой обещаний, но зато сообщил Эрдогану, что Россия будет готова рассмотреть возможность «реанимировать» эти соглашения сразу после исполнения всех договоренностей в части ослабления прямых и косвенных санкций в отношении аграрного производства, экспорта продовольствия и минеральных удобрений.
В этой части визит для Эрдогана скорее был разочаровывающим, однако надежды еще остаются. Судя по всему, стороны обговорили конкретные направления кулуарных усилий, в том числе с привлечением Киева, с которым следует ожидать новых консультаций Анкары по этой теме. В заявлении Эрдогана прозвучал призыв к Украине «смягчить подход» в отношении гуманитарных торговых коридоров. Это явный ответ — и отчасти согласие с такой постановкой вопроса — Путину, который вновь подчеркнул, что Украина использовала эти коридоры в военных целях.
Путин также повторил уже ранее сделанное им обещание бесплатно поставить зерно шести африканским странам. А также выразил готовность поставить до 1 млн тонн зерна по скидочной цене через Турцию с переработкой там в беднейшие страны, рассчитывая на помощь Катара. Однако он подчеркнул, что это не может рассматриваться как альтернатива зерновой сделке, хотя ранее МИД именно так ее и характеризовал. Действительно, 1 млн тонн при экспортном потенциале России в районе 60 млн — это не тот объем, чтобы говорить об альтернативе.
Хотя Эрдоган после, судя по всему, вязких переговоров с Путиным выглядел не очень весело, он тем не менее все же надеется на возобновление зерновой сделки. Возможно, дополнительные нюансы и детали прошедших в Сочи переговоров мы узнаем уже из утечек в турецкой и западной прессе. Тогда можно будет точнее судить, есть ли шанс на реанимацию зерновой инициативы и на каких условиях. Явно не на прежних.