16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.51 / ₽ 8257
  • RTS1163.50
1 сентября 2023, 12:51 Общество

В центрах госуслуг произошел наплыв граждан, которые хотели отказаться от биометрии

Лента новостей

Поводом стало вирусное сообщение в мессенджерах, что отказ от сбора биометрии нужно оформить до 31 августа. В МФЦ заявили, что это фейк

Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Обновлено в 13:58

Массовый отказ от биометрии. Российские центры госуслуг в последние недели столкнулись с наплывом граждан, которые хотели заранее отказаться от сбора и хранения биометрических данных.Десятки тысяч граждан по всей стране выстраивались в очереди еще до открытия МФЦ, чтобы написать соответствующие заявления. Поводом стало вирусное сообщение в мессенджерах о том, что отказ от сбора биометрии нужно оформить до 1 сентября, а после этого якобы граждан начнут принудительно фотографировать через камеры банкоматов и записывать голос по телефону, говорилось в сообщении.

Чиновники заявили, что это фейк и что закон позволяет подать заявление без каких-либо ограничений по датам. Но это не помогло. Жительница Москвы Екатерина рассказала, как она заметила очередь в МФЦ и сама же написала заявление об отказе от сбора биометрии:

«На днях мне потребовалось пойти в МФЦ в районе Аэропорт, я увидела довольно большое количество людей. Все эти люди пришли подписывать отказ от сбора и использования биометрических материалов. Было около, наверное, около 20 человек, и люди все приходили и приходили, и на стойке информации задавали один вопрос: «Можно ли написать этот отказ?» Я решила, что раз уже нахожусь в МФЦ, то я могу попросить у сотрудника документ с отказом, прочитать его и подписать, если посчитаю нужным. Мне бы не хотелось, чтобы мои биометрические данные легко утекли мошенникам. Я уже сдавала биометрию раньше, я сдавала сетчатку глаза и отпечатки пальцев, когда оформляла загранпаспорт, но эти данные не находились в какой-то широко доступной базе. Здесь же непонятно, как будут собираться биометрические данные, непонятно, как и для чего они будут использоваться, непонятно, как их будут защищать. Поэтому да, очень многие мои знакомые подписали отказ, это сделали и члены моей семьи, и мои коллеги по работе, и друзья. То, что вызывает беспокойство, это как раз-таки отсутствие информирования населения, в том числе о возможности отказа».

Опасения граждан подкрепляются тем, что банки действительно обязаны передать в государственную Единую биометрическую систему образцы лиц до конца сентября. Только у Сбербанка накоплены данные на 30 млн человек. Однако никаких ограничений по времени для того, чтобы написать отказ, нет. Кроме того, сдача биометрических данных остается добровольной. Граждане все равно боятся, и проблема остается, говорит руководитель пресс-службы МФЦ Республики Башкортостан Лилия Минлина:

— В МФЦ Башкирии зафиксировали резкий рост числа обращений об удалении биометрии и согласия на обработку персональных биометрических данных. 21 августа произошел резкий скачок, это было связано именно с тем, что именно в эту дату произошел массовый вброс в чаты популярных мессенджеров спам-рассылки. Нам подали около 13 тысяч таких заявлений, показатель почти втрое больше, чем с начала предоставления этой услуги. С 1 июня по 21 августа жителями Башкирии, например, подали около пяти тысяч таких заявлений.

— Сколько людей пришло лично? Примерно можете оценить?

— Это и есть как раз сами жители, то есть около 13 тысяч жителей, которые непосредственно обратились. Потому что отзыв от биометрии происходит при личном обращении.

Подобная ситуация наблюдается примерно по всей стране. В Нижнем Новгороде горожане несколько дней выстраивались в очередь в МФЦ в центре города до его открытия. Сейчас это продолжается, уже не хватает на всех рук, говорит директор Уполномоченного многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Нижегородской области Светлана Мусарская:

Светлана Мусарская директор Уполномоченного многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Нижегородской области «Да, и в процессе наблюдается действительно. Спрос на эту услугу возрастает, на сегодняшний день принято больше 14 тысяч заявлений на эту услугу, при всем при том, что основная часть — это последняя неделя. В день примерно 2,5 тысячи мы принимаем людей. И это ажиотаж для нас. Потому что все МФЦ забиты людьми, к сожалению, на все остальные услуги уже не хватает рук, вот это самое обидное, потому что никакой почвы под собой это все не имеет. Это фейк».

Причина ажиотажа прежде всего в том, что граждане плохо проинформированы, биометрические данные не опаснее, чем личная подпись, и единый реестр — это лишь более крепкая защита от утечек, отмечает эксперт по информационной безопасности, генеральный директор Phishman (компания в сфере информационной безопасности) Алексей Горелкин:

Алексей ГорелкинАлексей Горелкин эксперт по информационной безопасности, гендиректор Phishman «Какая может быть опасность в биометрии? Что если данные попадут в руки злоумышленника, он в теории может что-то сделать с этими данными. Поэтому выпустили федеральный закон по единому органу хранения биометрических данных, и поэтому к вашей биометрии никто доступа напрямую иметь не будет, а может только условно запросить слепок вашей биометрии, чтобы провести идентификацию. Поэтому есть ли какая-то угроза от биометрии? Примерно такая же, как наличие подписи. Подпись тоже можно подделать, украсть и так далее. То есть биометрия — это та же самая подпись, только уже в более цифровом виде, не требующая от вас дополнительных действий, то есть это уникальный слепок вашего лица. Главная шутка в том, что люди не знают, они просто не разобрались, не читали ФЗ, не хотят, слушают каких-то людей. То есть смотрите, есть бабки у подъезда, их никто не слушает. Почему вы слушаете какого-то неясного человека где-то в Telegram, который не является экспертом, не разбирается ни в чем, но при этом всегда имеет свое мнение. Я считаю, что все блогеры, все ребята, которые пишут свое мнение, это те же самые бабки у подъезда, которые ни в чем не разбираются на самом деле».

В МФЦ Ростова-на-Дону число «отказных» обращений за месяц выросло более чем в сто раз. В Дагестане время ожидания приема в МФЦ увеличилось до 40-50 минут (против максимальных 20 минут в обычные дни).

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию