16+
Среда, 9 октября 2024
  • BRENT $ 77.37 / ₽ 7436
  • RTS913.97
31 августа 2023, 19:31 Финансы

Цены на топливо в России бьют рекорды

Лента новостей

В Кремле говорят, что рост цен держится в пределах инфляции. Однако эксперты напоминают о ряде факторов для роста цен на топливо. Как долго он продлится?

Фото: Алексей Андронов/ТАСС

Россия в первую неделю сентября объявит о сокращении поставок нефти на внешние рынки. Об этом заявил вице-премьер Александр Новак на совещании с президентом. По его словам, Россия договорилась со странами ОПЕК+ о новых параметрах сокращения. Цены на топливо в России тем временем ставят рекорды седьмой день подряд.

В четверг, 31 августа, 95-й бензин на Петербургской сырьевой бирже ушел за отметку в 74 тысячи рублей за тонну, 92-й вырос почти до 64 тысяч. Дизель подешевел на 0,08%. Цены на бензин растут постепенно, но неуклонно — уже неделю подряд. Журналисты даже спросили об этом Дмитрия Пескова, пресс-секретаря президента. Тот заверил, что пока процесс держится в рамках инфляции.

Дальнобойщики уже рассказывали Business FM о дефиците дизельного топлива на заправках в южных регионах страны — в Саратовской и Рязанской областях, в Крыму. К концу августа серьезные перебои отмечались на АЗС «Газпрома»: дизель отсутствовал по три-четыре дня, говорили перевозчики. Регуляторы заявляли о нарушении ритмичности поставок топлива, бизнес жаловался, что владельцы АЗС аннулировали скидки на топливо. Частники на фоне дефицита дизеля у официалов накидывали сверху 7-8 рублей. Дизель подходил к отметке в 70 рублей за литр — за несколько дней цены выросли на 15%. Сейчас ситуация лучше не стала, говорит гендиректор транспортной компании «Авто-олигарх» Юрий Агошкин:

Юрий Агошкин гендиректор транспортной компании «Авто-олигарх» «Берем «Лукойл»: не так давно заправлялись дизелем — 58,72 рубля. Берем «Роснефть» — 54 рубля. «Газпром» — 63,7 рубля. У нас регулирования как такового нет. С нас, с перевозчиков, акцизы, все эти «Платоны» берут, а регулировать это все не регулируют. Не успевают отрабатывать на законодательном уровне. Никакая инстанция не успевает сработать на опережение. Нет никаких рычагов, никаких норм. На сегодняшний день по М4 до сих пор отсутствует дизель. На заправках «Роснефти» он просто по нулям. В данный момент ситуация не сильно благоприятная, потому как у нас большая часть малотоннажного транспорта, и грузового транспорта, и спецтехники опирается на солярку».

Дефицит топлива на юге — проблема логистическая, говорят эксперты: сказались загрузка РЖД в пиковый турсезон, поставки в зону СВО, закрытые аэропорты. Второй момент — ремонт НПЗ: игроки рынка пока не видят в открытом доступе графиков ремонта предприятий, и это их нервирует.

Вокруг роста биржевых цен на топливо — целый клубок факторов, говорят аналитики. С одной стороны, российские нефтепродукты очень хорошо экспортируются за рубеж при нынешних ценах и курсе рубля. С другой стороны, на игроков давит сокращение выплат с 1 сентября вдвое, по механизму демпфера. За счет корректировки демпфера бюджет может сэкономить до 50 млрд рублей выплат в месяц. Сейчас можно сказать, что ситуация отыгрывается, считает зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев:

Дмитрий Гусев зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» «Если говорить о росте биржевой цены, тут, наверное, виноваты больше не нефтяники. Во-первых, министерство финансов сообщило о снижении параметров демпфера. А во-вторых, значительно изменился курс рубля, а так как вся наша налоговая система нацелена на взимание пошлин, за расчет берутся иностранные котировки, и с ослаблением курса рубля доходность поставок на экспорт значительно выросла. В условиях того, что задачи в нефтяных компаниях в части получения прибыли и пополнения бюджета никто не отменял, соответственно, они должны выполнять две задачи. Задачу пополнения бюджета валютой и, с другой стороны, сдерживать цены на внутреннем рынке. Но, как мы знаем, корова одновременно и молоко, и говядину давать не может, поэтому в этом ключе регуляторы пытаются что-то сделать, подкрутить, подвертеть. Я думаю, что, во-первых, там значительного отражения в розницу не будет. Однозначно не будет в рознице тех цен, которые на оптовом рынке, — раз. Во-вторых, мы понимаем, что, в принципе, уже сезон заканчивается и с сентября начнется снижение спроса. Так что это будет одним из основных факторов, который будет так или иначе сдерживать цены на внутреннем рынке».

Рост цен на внутреннем рынке правительство хочет сдержать двумя путями. Минэнерго введет лицензирование экспорта нефтепродуктов, а поставки нефти на внешние рынки будут сокращены. Детали сообщат на следующей неделе. Впрочем, сокращение вряд ли сильно повлияет на ситуацию, считают собеседники Business FM. Половина объемов добываемой нефти сейчас уходит на экспорт. Чтобы насытить внутренний рынок, надо увеличить переработку, а для этого надо менять налоговую систему, отмечают они. Действующий сейчас «налоговый маневр» стимулирует именно добычу и экспорт, а не работу НПЗ, которые сейчас даже не загружены полностью. Решением могла бы стать временная отмена параметров «налогового маневра» и предоставление отсрочки для нефтяников по выплатам НДПИ, если они отправляют нефть на переработку и внутренний рынок.

Инфляция в России немного ускорилась. Как сообщает Минэкономразвития, на 28 августа инфляция в годовом выражении составила 5,03%, неделей ранее было 4,88%. Таргет ЦБ при этом — 4%. Банк России в этом году прогнозирует инфляцию на уровне 5-6,5%.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию