16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6880
  • RTS1102.01
24 августа 2023, 14:39 Право

Telegram впервые оштрафовали за отказ локализовать данные в России

Лента новостей

Штраф составил 50 тысяч рублей. Представители Telegram в суд не явились

Фото: Zuma/ТАСС

Обновлено в 16:30

Таганский суд Москвы оштрафовал Telegram за нарушение оборота персональных данных на 50 тысяч рублей. Мессенджер признали виновным в невыполнении требований по защите прав субъектов персональных данных, он был впервые привлечен к ответственности по этой норме. Представители Telegram в суд не пришли.

Изначально сумма штрафа для мессенджера могла составлять до 18 млн рублей, однако позднее штраф снизился до 50 тысяч рублей, так как в составленном Роскомнадзором протоколе шла речь о неисполнении в срок законодательства о защите персональных данных, а не о невыполнении требований их хранения. Комментирует управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» Владимир Юрасов:

Владимир Юрасов управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» «Во-первых, надо сказать, что это первый случай в истории мессенджера по защите персональных данных, статья 13-11 Кодекса административных правонарушений. Это хороший сигнал. Объясню почему. Мы уже слышали не первый раз, что персональные данные граждан России, к сожалению, умышленно либо по неосторожности распространяются, а еще даже хуже воруются неправильными и нехорошими людьми. К сожалению, это оборачивается для россиян большими потерями. Это использование и шантаж нашими данными для извлечения прибыли разными способами. Поэтому я считаю, что действия мирового судьи города Москвы Таганского района, имеют прецедентное значение. Сумма штрафа не важна 50 тысяч, 90 тысяч, миллион рублей, важен сам факт. Потому что мы должны понимать, что живем в информационном мире, и наши персональные данные, к сожалению, уходят вне, и мы должны себя защищать. Если говорить о мировой практике, суммы штрафов там гораздо больше. И я, как специалист в уголовном плане в том числе, как адвокат, вам должен сказать, что за данные действия, если они носят серьезные последствия и если они повторяются, необходимо привлекать к уголовной ответственности. Есть отдельная статья, которая пока нерабочая. То есть физических лиц — руководителей мессенджеров, учредителей, если они виноваты в этом, пока не привлекают к уголовной ответственности. Я это говорю не для того, чтобы запугать руководителей, я говорю это для профилактики, потому что персональные данные — это святая святых, которые должны храниться в строгом соответствии с законом».

Кто может потребовать удалить персональные данные из социальных сетей и какие это должны быть данные, разъясняет управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IT Евгений Царев:

— Текущая редакция закона о персональных данных подразумевает право самого гражданина определять, какие данные могут распространяться, а какие распространяться не должны. Это как раз касается в первую очередь большинства социальных сетей, и гражданин может обратиться в такую, допустим, соцсеть и запросить удалить персональные данные, которые публикуются либо на чьих-то страницах, либо же каналы, в каких-то сообщениях, новостях и так далее. Это право дано сейчас всем по умолчанию. Вообще любая информация, которая относится к конкретному лицу, будет являться персональными данными, соответственно, можно требовать у соцсети блокировку этих данных либо же удаление, это гражданин сам определяет. По идее туда может относиться любая информация, вплоть до клички вашей кошки.

— То есть если только это не общеизвестная информация, как то статья в «Википедии», например?

— Гражданин тоже может и ту информацию, которая давно публикуется, делать не подлежащей распространению, то есть законом предусмотрено именно понятие такое — информация, которую можно распространять. Суть такая, что даже то, что опубликовано уже давно, и вроде как это вас устраивает, в теории вы можете потребовать удаления.

Российские суды уже штрафовали за отказ локализовать данные сервисы Spotify, Apple, Match Group (ей принадлежит Tinder), Airbnb, Google, Twitch, Pinterest и другие.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию