16+
Воскресенье, 21 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
22 августа 2023, 13:01 ФинансыМакроэкономика

Reuters: «Газпром» впервые направил СПГ по Северному морскому пути

Лента новостей

Танкер «Великий Новгород» загрузился сжиженным природным газом в комплексе «Портовая» и находится в Баренцевом море. Куда именно он идет, пока неясно. Терминал «Газпром СПГ Портовая» мощностью 1,5 млн тонн в год был запущен в сентябре 2022 года и поставлял газ только в Турцию или Грецию

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

«Газпром» впервые направил СПГ со своего завода на Балтике по Северному морскому пути. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на данные Refinitiv.

Танкер «Великий Новгород» загрузился сжиженным природным газом в комплексе «Портовая» 14 августа и по состоянию на 22 августа находится в Баренцевом море. Конечная точка маршрута пока не указана.

Терминал «Газпром СПГ Портовая» мощностью 1,5 млн тонн в год был запущен в сентябре 2022 года. С этого момента поставки СПГ с проекта шли только в Турцию или Грецию. Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

— У «Газпрома» есть среднетоннажный завод на Балтике, который обычно работал на Европу, соответственно, есть вариант поставки газа и азиатским потребителям. Судя по срокам, скорее всего, это Китай. В Китай российский газ поставляется с другого российского проекта уже давно, с «Ямал СПГ» компанией «Новатэк», и в том числе используется Северный морской путь. Обычно поставки на большое расстояние крупнотоннажного газа больших партий более рентабельны, поставки среднетоннажного газа менее рентабельны. Но я думаю, раз компания «Газпром» пошла на этот шаг, то, по расчетам, газ стоит достаточно, чтобы окупить данный маршрут. В перспективе я думаю, что роль Северного морского пути будет расти, когда по нему будет обеспечена круглогодичная навигация. Для этого надо использовать дополнительно ледоколы, в том числе атомные. Необходимо развитие инфраструктуры по этому пути, в том числе прибрежной.

— Есть ли все же риски, какие-то минусы такого пути?

— Поскольку российский СПГ в Европе не запрещен, то с той же самой станции «Портовая» в Балтийском море газпромовский СПГ среднетоннажный идет в Европу, в частности, например, в Грецию. Она находится ближе, поэтому этот путь удобнее использовать. Но не сегодня, так завтра импорт российского СПГ в Европе могут запретить, и тогда придется неизбежно искать альтернативы. Альтернатива — это азиатские рынки во главе с Китаем, возможно, и другие страны там тоже будут участвовать. Поэтому понятно, почему «Газпром» оборачивается на Северный морской путь. Путь долгий, путь сложный, связанный с ледовой обстановкой, чисто экономически рациональней было бы продолжать поставлять в Европу, но компания «Газпром» и в целом российский бизнес не могут не осознавать, что есть риски, что, например, можно проснуться завтра и узнать, что ЕС запретил импорт российского СПГ. Поэтому хочешь не хочешь, приходится искать другие варианты, даже если они связаны с необходимостью вложения в инфраструктуру, в ледоколы, необходимостью осваивать новые маршруты, новые механизмы торговли и так далее. Но мне кажется, это закономерный процесс в текущих обстоятельствах.

Ранее стало известно, что принадлежащая «Газпрому» «Газпромнефть» в августе отправила танкерную партию нафты из балтийского порта Усть-Луга в направлении Китая через Северный морской путь.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию