16+
Суббота, 12 октября 2024
  • BRENT $ 78.79 / ₽ 7569
  • RTS903.24
20 августа 2023, 17:24 Право

Грозит ли что-то Андрею Мельниченко в связи с иском Генпрокуратуры?

Лента новостей

Сообщалось, что «Сибэко» требуют взыскать в доход государства. Что говорят представители бизнесмена?

Фото: sibgenco.ru

Как позднее подчеркнули в пресс-службе Мельниченко, иск не содержит каких-либо требований непосредственно к нему. «Генпрокуратура требует взыскать акции «Сибэко» не у Мельниченко, а у Кузбасского акционерного общества энергетики и электрификации. Непосредственно к Мельниченко каких-либо требований не предъявлено», — подчеркнули представители бизнесмена.

Также в пресс-службе отметли: Андрей Мельниченко не контролирует Кузбассэнерго и ХСРК. Он не имеет прав собственности и контроля в отношении этих компаний. Они подконтрольны дискреционному трасту, к которому Мельниченко отношения не имеет с 8 марта 2022 года. Он также не имеет какого-либо отношения к компаниям СУЭК и СГК, которые основал. «Во многих статьях, вышедших вчера, есть существенная неточность — дело в том, что «Сибэко» Андрею Мельниченко не принадлежит и не принадлежало — даже опосредованно. «Сибэко» принадлежит СГК, СГК через СУЭК принадлежит дискреционному трасту, зарегистрированному на Кипре. [Мельниченко] был бенефициаром этого траста, то есть у него не было ни прав собственности, ни прав контроля, а только право получать доход от траста», — говорится в сообщении, поступившем в редакцию Business FM.

В силу правовой природы структура дискреционного траста предполагает управление активами траста в интересах бенефициара независимой профессиональной компанией (трасти). При этом активы траста (в данном случае СУЭК) не являются собственностью бенефициара и не находятся под его контролем. Полное право управлять трастовыми активами принадлежит трасту, следует из комментария.

В СМИ появилась информация о том, что Генеральная прокуратура подала иск против бизнесмена Андрея Мельниченко. Как пишет РБК со ссылкой на источник, иск касается энергетических активов, которые были куплены структурами Мельниченко у структур экс-министра по делам Открытого правительства Михаила Абызова. Ответчиками по делу выступают сам Мельниченко, Хакасская сервисно-ремонтная компания и Кузбасское акционерное общество энергетики и электрификации («Кузбассэнерго»).

Как сообщаеттелеграм-канал «СоветБезРынка», Генпрокуратура требует взыскать в собственность государства акции «Сибэко». Требование основывается на том, что в процессе расследования дел, связанных с уголовным делом Абызова, были получены сведения о том, что Мельниченко и подконтрольные ему юрлица могли нарушать законодательство о противодействии коррупции при совершении сделок по приобретению акций «Сибэко». Можно сказать, что следствие считает, что Мельниченко и Абызов вступили в сговор с целью незаконного извлечения прибыли.

Бывший министр Открытого правительства Михаил Абызов был задержан в 2019 году и до сих пор находится под стражей. В октябре 2020 года суд обратил в доход государства более 32 млрд рублей, принадлежавших Абызову. Самому же Абызову приговор пока не вынесен. Он обвиняется в создании организованной преступной группы, которая похищала и незаконно выводила деньги за рубеж.

В деле Абызова, помимо прочего, фигурирует и компания «Сибэко». Позиция следствия заключается в том, что Абызов с 2012 года скрывал владение пятью кипрскими офшорами, через которые он, будучи министром, незаконно управлял «Сибэко». В начале 2018 года Абызов продал компанию структурам Мельниченко, нарушив запрет на предпринимательскую деятельность для чиновников. Стоимость сделки оценивалась в 18-24 млрд рублей.

«Сибэко» — крупнейший поставщик электроэнергии в Сибири, компания занимается генерацией тепловой и электрической энергии. В начале 2018 года ФАС разрешила подконтрольной Мельниченко СГК приобрести «Сибэко» при выполнении ряда условий, в частности речь шла об отказе от «значительного повышения цен на оптовом рынке электроэнергии» в течение трех лет.

Выручка «Сибэко» в 2016 году превышала 28 млрд рублей, а чистая прибыль — 1 млрд рублей. В 2022 году, по данным СПАРК, выручка превышала 38 млрд рублей, а чистая прибыль была чуть меньше 5 млрд.

Как пишет РБК, за лето этого года это уже четвертый иск прокуратуры об изъятии частных активов в пользу государства. К примеру, был подан иск с требованием изъять акции у владельцев одного из крупнейших производителей метанола и формалина в России «Метафракс Кемикалс» в связи с «незаконной приватизацией» в 90-х.

Комментирует политолог, директор Международного института политической экспертизы, глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко:

Евгений МинченкоЕвгений Минченко президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», директор Международного института политической экспертизы «Есть претензия на возврат в бюджет одного из активов, который его собственник продал, а компания, принадлежащая Мельниченко, заплатила за него деньги. При этом сделка прошла все необходимые проверки, была одобрена государственными органами, была признана юридически чистой. Сейчас появилась такая новая технология, когда вместо того чтобы если есть какие-то вопросы — начать следствие, провести какое-то действительно расследование, если у кого-то есть сомнения, возникает история такая, что Генпрокуратура говорит: «А мы считаем, что это неправильно, давайте отберем в пользу государства». И сразу обращаются в суд, не проводя никакой работы. Некоторые юристы считают, что здесь можно усмотреть подмену следствия. То есть это, конечно, очень удобная технология, но вопрос, насколько она соответствует юридическим нормам, Конституции РФ? Я так понимаю, это вопрос дискуссионный и вызывает достаточно серьезные споры и среди правоведов, и в юридическом сообществе. Здесь же вопрос не только про «Сибэко», здесь вопрос в целом про право собственности у нас в стране, про защиту инвестиций и про защиту собственников. Мы с вами видим какие-то резонансные истории, скажем, иск по поводу курортов Кавказских Минеральных Вод, вот этот вот иск, а есть же еще мелкие истории. Если подобного рода методы будут легализованы и сказано, что все, вот так можно без следствия, без разбирательства, просто иск прокуратуры, решение суда, и была у тебя собственность ее не стало. В какой-то момент это может ударить по людям далеко не столь обеспеченным. И если миллиардер лишится какой-то части своих активов, и для него это будет неприятно, но переносимо, а кто-то может лишиться источника существования».

О том, какова вероятность того, что акции «Сибэко» будут изъяты в пользу государства, рассуждает старший партнер адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев:

— Насколько мне известно, сейчас предъявлено материальное требование об изъятии в доход государства акций компании. Соответственно, с точки зрения уголовного преследования самого Мельниченко пока никаких новостей нет, что удивляет, потому что обычно бывает обратная последовательность. То есть сначала привлекают к уголовной ответственности, утверждают, что некий актив был получен в результате совершения преступления, и после этого идет гражданский иск.

— Насколько вероятно, что прокуратура выиграет суд и акции будут изъяты?

— Основываясь на последних делах, которые прокуратура заявляла, я думаю, что достаточно большие шансы.

— В последнее время много подобных дел, с чем это может быть связано?

— Я думаю, это связано с тем, что Генеральная прокуратура, говоря бытовым языком, набила руку на подобных историях и сейчас реализует этот опыт в отношении активов, где есть сомнения или же были какие-то неправильные приватизационные процессы. Государство сейчас становится активным игроком на рынке с точки зрения гражданских отношений, с точки зрения владения бизнесом. Я думаю, что стоит при покупке какого-то бизнеса очень активно изучать документы, историю компании, привлекать юристов, консультантов, которые сняли бы все возможные риски последующих изъятий.

Состояние Мельниченко — 25,2 млрд долларов, он вместе с семьей находится на первом месте среди всех российских бизнесменов по оценке Forbes.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию