16+
Понедельник, 16 сентября 2024
  • BRENT $ 71.70 / ₽ 6520
  • RTS928.07
16 августа 2023, 23:36 Политика

Украина отвергает формулу «мир в обмен на территории». Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Политолог предлагает вспомнить войну Парагвая против союза Бразилии, Аргентины и Уругвая, длившуюся шесть лет во второй половине ХIХ века, результатом которой стало полное поражение Парагвая и потеря, по разным источникам, от 70% взрослого мужского населения. Теперь они там, кстати, все более-менее дружат странами, всего-то полтора века прошло, отмечает он

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Руководитель офиса генсека НАТО Стиан Йенссен допустил, что Украина может получить членство в альянсе в обмен на уступку России части своих территорий. МИД Украины счел даже обсуждение такого сценария неприемлемым. После этого НАТО выступило с заявлением о том, что НАТО поддерживает суверенитет и территориальную целостность Украины и только Киев может решать, когда и на каких условиях достигать мира.

О формуле «мир в обмен на территории» периодически рассуждают политики и эксперты на Западе. Еще летом прошлого года генсек НАТО Йенс Столтенберг говорил, что, мол, только Киев может решать, какие территории он может отдать в обмен на мир, если захочет. Однако было бы ошибочным, как поспешно делают некоторые, воспринимать это как давление на Киев, чтобы он поскорее пошел именно этим путем. «Захочет пойти — прекрасно, нам только легче. Не захочет — придется его поддерживать и дальше, поскольку победа Путина политически абсолютно неприемлема», — примерно так рассуждают на Западе, и тут нет никакого внутреннего противоречия.

Руководство Украины пока все намеки на размен опровергает. На июльском саммите НАТО в Вильнюсе Зеленский заявил, что никогда не обменяет территории страны на членство в альянсе. Однако ход украинского контрнаступления, о котором союзники Украины стали говорить как о решающем ударе еще в начале года, заставляет теперь этих союзников несколько корректировать, как говорят в Киеве, нарратив касательно хода конфликта. Появились публикации о том, что контрнаступление идет вовсе не так гладко, и это выливается уже в политические дискуссии о том, что делать дальше.
Так, на днях в американском еженедельнике Newsweek появилась публикация, со ссылкой на источники в украинском руководстве, о том, что неуспех контрнаступления привел к расколу в окружении президента. «Кто-то хочет закрепить ограниченные «успехи Киева» и подготовиться к российскому наступлению. Другие, включая главнокомандующего генерала Валерия Залужного, хотят продолжать наступление», — пишут авторы.

Ранее в американских СМИ уже были публикации на тему якобы раскола в Киеве. Если они и имеют под собой основания, то на публику никакие разногласия не выносятся, а Киев продолжает просить все новых военных поставок. Теперь акцент делается на дальнобойные системы, которые помогут бить по российским целям в глубине обороны. И постепенно западные союзники такие ракеты — дальностью до 300 километров и даже выше — начинают поставлять. Планы наращивания военного производства и поставок Украине вообще сверстаны уже минимум до 2026 года. Речи о какой-либо «усталости от Украины» на политическом уровне на Западе все-таки нет.

Союзники ожидают, что контрнаступление продлится до октября. А потом начнется осенняя распутица, которая, как считают уже в Киеве, помешает российским войскам нанести контрудар. Задачей-максимум на этот год ВСУ, судя по всему, ставят цель перерезать сухопутный коридор между занятыми российской армией территориями на востоке и Крымом.

Пока благожелательно относящиеся к ВСУ западные СМИ пишут лишь об ограниченных результатах контрнаступления, признавая также, чего давно уже не было, отдельные успехи и у россиян, например на Купянском направлении. Со своей стороны, российское Минобороны в начале августа утверждало, что потери ВСУ с начала контрнаступления составили 43 тысячи человек.

Какой мобилизационный ресурс остается у Украины? До начала конфликта он оценивался от 2,5 млн до 5 млн человек, но с учетом простаивающей промышленности теперь может быть даже больше. Правда, стоит вычесть растущее, по признанию СБУ, число уклонистов. У разных западных экспертов приходилось встречать оценки числа уже мобилизованных от 700 тысяч до миллиона. На днях Зеленский сделал знаковое заявление, объявив о намерениях снять всех областных военкомов, заменив их фронтовиками. Выбирать новых военкомов поручили главкому ВСУ Залужному. Их проверит СБУ.

Ранее по стране прогремела целая серия уголовных дел о коррупции военкомов. Их тотальная замена может стать подготовкой уже к всеобщей мобилизации, когда не будут действовать никакие отсрочки и брони. В июне-июле всеобщую мобилизацию уже объявляли в нескольких областях, когда без повестки следовало явиться в военкомат всем мужчинам от 18 до 60 лет. На текущий момент ВСУ остро требуется поставить под ружье минимум еще 90 тысяч. По сообщениям с мест, уже мобилизуют в том числе ограниченно годных по состоянию здоровья. Также существенно расширен перечень лиц, подпадающих под мобилизацию. Теперь мобилизовать смогут тех, у кого близкие родственники имеют первую или вторую группы инвалидности, если у тех есть еще трудоспособные родственники. На днях бывший офицер ВСУ Тарас Чмут заявил, что мобилизация коснется еще сотен тысяч мужчин, чтобы восполнить потери.

Исторический опыт других стран, к примеру Израиля, говорит, что мобилизация может достигать 10% и даже больше от населения. На Украине остается, видимо, до 30 млн человек. А еще можно вспомнить войну Парагвая против союза Бразилии, Аргентины и Уругвая, длившуюся шесть лет во второй половине ХIХ века. Результатом стало полное поражение Парагвая и потеря, по разным источникам, от 70% взрослого мужского населения. Тогда как, например, бразильские командиры страшно боялись боевых потерь и поэтому всячески берегли солдат. Теперь они там, кстати, все более-менее дружат странами. Всего-то полтора века прошло.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию