Туркменистан обеспокоен газовым союзом России, Узбекистана и Казахстана
Лента новостей
Главный потребитель туркменского газа — Китай. Ашхабад, судя по всему, опасается конкуренции Москвы в этом направлении, считают эксперты
Ашхабад обеспокоен расширением газового союза Москвы, Астаны и Ташкента. На сайте туркменского МИД появился официальный комментарий заместителя председателя государственного концерна «Туркменгаз» Мырада Арчаева. В нем он заявил, что Туркменистан, Казахстан и Узбекистан давно осуществляют взаимодействие по транспортировке природного газа из Центральной Азии в Китайскую Народную Республику. И выразил недоумение по поводу недавнего заявления директора департамента экономического сотрудничества российского МИД Дмитрия Биричевского, в котором тот сообщил, что Россия не исключает возможности расширения трехстороннего взаимодействия в газовой сфере между Россией, Казахстаном и Узбекистаном.
Обеспокоенность туркменской стороны понятна, считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Пока этот газовый союз подразумевает поставки российского газа в Казахстан и Узбекистан, и тогда Россия начинает продавать туда газ для их потребностей. А те во многом сохраняют возможность продаж газа в Китай и, таким образом, занимают там рынок. Россия могла бы себя по-другому вести, могла бы сказать: вы знаете, мы вам газ не продадим, поэтому все дополнительные потребности, которые у вас возникают (а мы видели, что дефицит газа в Узбекистане, например, был очень большой этой зимой: люди жгли костры на улице, потому что был мороз), вы снимаете экспортные объемы, которые в Китай поставляли, разрываете экспортные соглашения, уходите с китайского рынка и освобождаете нам место. Но Россия этого не делает, и пока этот тройственный союз выливается в то, что для нас Казахстан и Узбекистан становятся новыми рынками сбыта, но они при этом могут продолжать поставки в Китай. Не совсем понятно, в чем заключается в итоге этот тройственный союз: это просто продажа нашего газа в Казахстан и Узбекистан либо там что-то другое есть и они предоставят свою инфраструктуру для того, чтобы мы транзитом через них поставляли газ по готовому газопроводу. И получается, что в одной и той же трубе мы начнем сталкиваться с туркменами, — вот о чем они говорят. Россия, в общем-то, пока об этом не говорила, наоборот, мы хотим свой проект продвинуть, потому что по среднеазиатской трубе небольшие объемы можно поставить в Китай, а она, по сути, конкурирует с проектом «Сила Сибири — 2», по которой мы предлагаем Китаю взять 50 млрд кубов в год. И конечно, нам этот проект более выгоден, чем транзит через Центральную Азию в Китай».
«Источников газа из других стран для заполнения трубопровода не предусмотрено, и в существующую схему распределения объемов газа, поставляемого в Китай, планы по расширению состава участников проекта газопровода Туркменистан — Китай не входят», — заявил Мырад Арчаев.
Туркменистан стоит на четвертом месте в мире по запасам природного газа после России, Ирана и Катара.