16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.13 / ₽ 8153
  • RTS1171.06
30 апреля 2010, 20:45 МакроэкономикаФинансы

Сингапур перетягивает к себе центр Азии

Лента новостей

Сингапур и Гонконг спорят за роль ведущей международной деловой столицы Азии 21 века. Три года назад в качестве площадки для создания азиатской сырьевой биржи рассматривался Гонконг, ввиду его близости к Китаю, крупнейшему потребителю сырья

Сегодня и в перспективе решающую роль для претендентов на статус азиатского делового центра будет играть открытость и интернациональность. Фото: williamcho/flickr.com
Сегодня и в перспективе решающую роль для претендентов на статус азиатского делового центра будет играть открытость и интернациональность. Фото: williamcho/flickr.com

Сингапур и Гонконг спорят за роль ведущей международной деловой столицы Азии 21 века. Три года назад в качестве площадки для создания азиатской сырьевой биржи рассматривался Гонконг, ввиду его близости к Китаю, крупнейшему потребителю сырья. Но в итоге Singapore Mercantile Exchange, 100-процентная дочерняя структура индийской Financial Technologies, откроется в Сингапуре, пишет The Financial Times. Сегодня и в перспективе решающую роль для претендентов на статус азиатского делового центра будет играть открытость и интернациональность.

Готовность Сингапура пойти на проект, который может нанести косвенный ущерб местной Singapore Exchange, явственно демонстрирует открытость и дружественный подход по отношению к бизнесу, что помогает островному городу-государству бороться с Гонконгом за лидерство.

Награда за риски и усилия очень существенная. Стремительный экономический рост в азиатском регионе открывает большие возможности для бизнеса, что привлекает огромное число банкиров, трейдеров, юристов и так далее. В то время как все больше европейских и американских компаний принимают решение об открытии штаб-квартиры в регионе, их выбор, как правило, сводится к вариантам Гонконга и Сингапура, что обусловлено наличием надежных коммуникаций и языковым фактором (английский в этих городах является официальным языком).

Япония занимает второе место в мире по объему экономики и по размеру фондового рынка, но зачастую не рассматривается как альтернатива, поскольку больше ориентирована на внутренние приоритеты. Например, из-за регулирующих и языковых барьеров Токийская фондовая биржа с 2004 года привлекла на свою площадку менее 10 зарубежных компаний, по сравнению с сотнями листингов в Гонконге и Сингапуре.

При всех успехах Сингапура никто не списывает со счетов Гонконг как незаменимый транзитный пункт для проникновения в Китай и региональный центр многих инвестиционных и коммерческих банков, фондов прямых инвестиций, крупных международных финансовых, юридических и бухгалтерских компаний. Особый административный район Китая, пользующийся правом самоуправления, является крупным игроком на рынке капитала: здесь состоялся ряд крупных размещений китайских компаний и готовится также двойное IPO (в Гонконге и Шанхае) банка Agricultural Bank of China на сумму 29 млрд долларов, потенциально крупнейшее в мире.

В Гонконг недавно переехал из Лондона исполнительный директор HSBC Майкл Гейган (Michael Geoghegan), туда же из Нью-Йорка перенес управление международного подразделения private banking банк JPMorgan.

Сингапур обеспечил ряд стимулов для иностранных компаний, в том числе налоговые льготы для иностранных представительств. Предусмотрено в частности стимулирование новаторских проектов, благодаря которым возникают или развиваются отрасли с высокой добавленной стоимостью. Такие проекты могут получить на 15 лет освобождение от налога по суммам дохода, отвечающего условиям программы.

Последний рейтинг мировых финансовых центров, опубликованный в марте City of London Corporation, показывает, что Гонконг сократил отставание от Лондона и Нью-Йорка до минимального за все пять лет подсчетов, а стремительно наверстывающий лидеров Сингапур занимает четвертое место. Не последнюю роль играет здесь регулирование и фискальная политика. Например, повышение налога на доходы частных лиц, введенное в апреле в Великобритании, заставило многих в лондонском Сити рассмотреть вопрос о скорейшем переезде в азиатские финансовые центры с низким уровнем налогообложения.

В Гонконге между тем обостряется проблема атмосферного загрязнения. Кроме того, за недвижимость здесь приходится платить втрое большую цену, чем за сопоставимые варианты в Сингапуре. Аренда квартиры в 150 кв. метров в Гонконге обычно стоит более 10 тысяч долларов в месяц. В зеленом Сингапуре дом с садом, в несколько раз больший по площади будет стоить не более 4 тысяч долларов в месяц, пишет The Financial Times.

Что потенциально даже более разрушительно, Гонконг все больше концентрируется на внутренних вопросах, на Китае, тогда как регион в целом стремится к глобализации. В то время как Сингапур строит планы доминирования на региональном сырьевом рынке и пытается обеспечить себе долю в торговле исламскими финансовыми инструментами Малайзии, в Гонконге думают, как разобраться с политическим вмешательством со стороны Пекина, пишет The Financial Times.

Сингапур становится не только одним из ведущих азиатских центров торговли сырьем, но и центром размещения региональных штаб-квартир нефинансовых компаний, особенно в сфере IT, фармацевтики, электроники и обрабатывающей промышленности. Другие крупные корпорации используют его как базу для работы в регионе Юго-Восточной Азии.

Кроме того, Сингапур оказывается в более выигрышной позиции, чем Гонконг, в развитии связей с Индией, пишет The Financial Times.

«Каждая крупная индийская компания всерьез рассматривает Сингапур» в качестве потенциального азиатского узла международного бизнеса. Индийцы в Сингапуре вполне освоились и работают во многих сферах: в промышленности, в госуправлении, в технологическом и банковском секторе. «Иногда мы называем (Сингапур) самым чистым городом в Индии», — цитирует The Financial Times слова Гириджи Панде (Girija Pande), руководителя азиатско-тихоокеанского направления компании TCS.

На фоне стратегических изменений Сингапур проходит также и мягкую социальную трансформацию в направлении большей свободы. Но что-то остается неизменным. В отличие от активной и свободной прессы Гонконга, сингапурские СМИ в основном принадлежат государству и им контролируются. В стране проводятся регулярные выборы, но правительство всегда формирует одна и та же партия «Народное действие». Так почти наверняка будет и после следующего голосования, которое должно пройти до конца года, хотя сейчас вводится положение о том, чтобы в парламенте присутствовали больше представителей проигравшей партии.

Но все это мало что меняет с точки зрения международного бизнеса, который больше интересуют политическая стабильность и верховенство закона, чем возможности оппозиции в политике, комментирует The Financial Times. К тому же Гонконг также не является полностью демократией. Постепенная социальная либерализация, происходящая в Сингапуре, действительно подкрепляет его заявку на лидерство в бизнесе, поскольку он становится более открытым, интернациональным и интересным для самых разных представителей бизнеса.

Между тем на гонконгской бирже проходят листинг все большее число международных компаний: в январе первым среди российских компаний стал производитель алюминия «Русал», из Франции первой на гонконгский рынок приходит сеть парфюмерии L’Occitane.

«Я думаю, что Гонконг стремится к открытости, но он становится все более китайским городом по составу, по устремлениям и стилю управления. Это сулит неплохие перспективы, потому что у южного Китая большое будущее», — говорит высокопоставленный представитель Сингапура. Но, по его словам, есть еще Шанхай, индийские Бангалор, Хайдарабад, есть ключевые западные города, которые не собираются бездействовать, и Гонконг вовсе не в центре экранов радаров.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию