16+
Среда, 8 мая 2024
  • BRENT $ 83.63 / ₽ 7679
  • RTS1176.30
27 апреля 2010, 07:26 Авто

Российским авиакомпаниям зачтут Эйяфьятлайокудль

Лента новостей

Сергей Иванов обещал подумать о компенсации ущерба российским авиакомпаниям, пострадавшим из-за проснувшегося в Исландии вулкана. Эксперты говорят, что наши авиакомпании окажутся скромнее в требованиях, чем европейские

Российские авиакомпании смогут получить компенсации из-за прекращения авиасообщения в Европе. Фото: Митя Алешковский/BFM.ru
Российские авиакомпании смогут получить компенсации из-за прекращения авиасообщения в Европе. Фото: Митя Алешковский/BFM.ru

Вице-премьер Сергей Иванов обещал подумать о компенсации ущерба российским авиакомпаниям, пострадавшим из-за проснувшегося в Исландии вулкана. Каким именно образом власти поддержат авиаперевозчиков неизвестно. Эксперты говорят, что наши авиакомпании скромнее европейских, а убыток можно будет зачесть, например, в рамках одного из налогов.

«Мы собираемся подумать о компенсации ущерба», — цитирует слова вице-премьера РИА «Новости». Это произойдет в ближайшее время, после того как российские авиакомпании посчитают ущерб, сказал Иванов. Он уже договорился об этом с министром транспорта Игорем Левитиным. По словам вице-премьера, рассматриваются различные механизмы поддержки российских авиакомпаний.

Сергей Иванов напомнил, что российские авиационные власти воздушное пространство не закрывали. А убытки мировых авиакомпаний из-за остановки авиасообщения составили около 2 млрд долларов.

Напомним, 14 апреля в 200 километрах юго-восточнее исландской столицы Рейкьявика началось извержение вулкана Эйяфьятлайокудль (Eyjafjallajoekull). Облако пепла, выброшенное на высоту 6 километров, парализовало авиасообщение в Европе. Частицы вулканического пепла представляли опасность для турбин авиадвигателей. В результате произошло самое масштабное после терактов в США 11 сентября 2001 года закрытие воздушного пространства. Отменили около 100 000 рейсов, пострадали около 7 млн пассажиров. На полную ликвидацию последствий извержения уйдет несколько месяцев.

Ситуация после ЧП восстанавливается во всем мире, включая Россию. Последние данные по задержкам вылетов на сайте Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) приводились в пятницу, 23 апреля в 9:00 мск. Тогда количество отмененных вылетов уже свелось к минимуму и составило 4 рейса (около 45 пассажиров) во Франкфурт и Хельсинки: из аэропорта Екатеринбурга, а также московского «Домодедово» и питерского «Пулково».

Эксперты уже подсчитали примерные убытки российских авиакомпаний. Как ранее сообщал BFM.ru, суммарные потери только от отмены регулярных рейсов для основных российских перевозчиков по европейским направлениям составили около 2 млн евро в день, не считая расходов на размещение пассажиров в гостиницах и их питание. Это влекло дополнительные издержки.

Из всех пострадавших авиакомпаний пока лишь «Трансаэро» объявила размер убытков. Сумма получилась скромная. Она явно не включает всю сумму убытков, понесенных авиакомпанией, считают эксперты. «По предварительной оценке, потери нашей компании на прошлой неделе составили около 18-20 млн рублей», — рассказал BFM.ru пресс-секретарь «Трансаэро» Сергей Быхал.

В этой сумме три основных компонента. Во-первых, это затраты на обслуживание пассажиров на земле, то есть предоставление им питания в аэропортах, размещение в гостиницах, трансферы и так далее. Во-вторых, расходы на поиск и использование обходных маршрутов для полетов на американский континент с посадкой в Марокко. Третья составляющая — возмещение полной стоимости билетов, которые сдавали пассажиры.

«Мы считаем, что было бы справедливо, если бы авиакомпания получила компенсацию за две составляющие, — считает Быхал. — За расходы, понесенные за наземное обслуживание пассажиров, и за прокладку новых более дорогостоящих маршрутов».

«В Европе ситуация иная, — сказал BFM.ru эксперт компании «Развитие бизнес-систем» Александр Филимонов, — Там авиакомпании активно обращаются к государству и выставляют весь объем претензий».

Примеру «Трансаэро», скорей всего, последуют остальные авиакомпании и объявят размеры своих убытков. Для них это, вопрос политический — уверен Филимонов. «Убытки авиакомпаниям скорей всего будут выплачены, но их размер будет небольшим», — прогнозирует эксперт. При этом он считает наиболее оптимальным механизмом возмещения — зачет указанных сумм в рамках одного из налогов после проверки государством.

Страховые компании, скорее всего, останутся в стороне от выплат, так как извержение вулкана — непредсказуемое природное явление, как и любое стихийное бедствие, относящееся к обстоятельству непреодолимой силы (форс-мажору). «В случае наступления форс-мажора стороны не несут никакой материальной ответственности за неисполнение своих обязательств», — сказали BFM.ru, в Ассоциации туроператоров России (АТОР). Таким образом, по мнению юристов, ни авиакомпании, ни туристические компании не обязаны возмещать туристам стоимость билетов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию