16+
Четверг, 3 декабря 2020
  • BRENT $ 48.26 / ₽ 3624
  • RTS1326.80
26 апреля 2010, 07:32 Компании

Европа выходит в море за ветром для турбин

Лента новостей

В поисках альтернативы традиционным источникам энергии многие страны активно строят ветряки, и не только на суше. Возвышающиеся на 120 метров над поверхностью Северного моря турбины станут центром крупнейшей морской электростанции

Великобритания уже построила больше морских ветростанций, чем все остальные страны. Фото: AP
Великобритания уже построила больше морских ветростанций, чем все остальные страны. Фото: AP

В поисках альтернативы традиционным источникам энергии многие страны, в особенности Великобритания, активно строят ветряки, и не только на суше. Возвышающиеся на 120 метров над поверхностью Северного моря турбины станут центром крупнейшей морской ветровой электростанции в мире. Но ненадолго, поскольку это лишь прелюдия к чему-то еще более масштабному. Через несколько лет шведская энергетическая компания Vattenfall планирует начать новый проект еще дальше от берега, в более глубоководных районах, и установить турбины высотой с лондонский знаменитый небоскреб Gherkin (около 177 метров), пишет The Wall Street Journal.

Но есть одна проблема: в Vattenfall пока не представляют, как монтировать оборудование, которое нам необходимо для работы, при таком сильном волнении на море, говорит менеджер проекта Оле Бигум Нильсен (Ole Bigum Nielsen).

Европа делает огромные ставки на ветроэнергетику. Поскольку пространства для энергокомплексов в густонаселенных районах Европы не хватает, проектировщики все чаще ищут альтернативы в море. Мощность морских генерирующих станций Европы с сегодняшних 2000 мегаватт к 2020 году вырастет по меньшей мере до 40000 и будет достаточной для того, чтобы обеспечивать энергией более 25 млн домохозяйств, прогнозирует Европейская ветроэнергетическая ассоциация (European Wind Energy Association).

Великобритания уже построила больше морских ветростанций, чем все остальные страны. Теперь в планах целый ряд огромных комплексов в некоторых самых штормовых акваториях Европы.

Старания Великобритании подстегиваются жесткими нормативами ЕС. Чтобы соответствовать им, Великобритания должна увеличить долю электричества, получаемого из возобновляемых источников, в 2020 году до 30% по сравнению с нынешними 7%. Год назад Великобритания приняла «углеродный бюджет» (эквивалент фискального бюджета применительно к выбросам), взяв на себя обязательство к 2018–2022 году сократить выбросы по меньшей мере на 34% относительно уровня 1990 года.

Многие не верят в ветряные мельницы, считая эту идею донкихотской, далекой от реальности. Чтобы сделать ветроэнергетику экономически эффективной для инвесторов, потребуются значительные субсидии. Стоимость реализации британских проектов оценивается в 150 млрд долларов. Многие прогнозируют волну протестов среди потребителей в ответ на повышение платы за электроэнергию.

Помимо этого, есть еще много сложностей — от экологических до технологических.

Но пока Великобритания не отступается. Два раунда проектов уже введены в эксплуатацию либо находятся на этапе строительства. В январе правительство выдало третью порцию лицензий на девять громадных ветровых электростанций. К концу десятилетия предполагается построить более 6 тысяч огромных турбин в британских территориальных водах. В совокупности за счет этих проектов предполагается обеспечивать потребности страны в электричестве более чем на треть, пишет The Wall Street Journal.

Из всех программ в сфере эксплуатации возобновляемых источников энергии это, вероятно, самая амбициозная. Но в то же время это прыжок в неизвестное. Ветровые станции, возводимые по первым лицензиям, такие как проект компании Vattenfall на 1,2 млрд долларов у берегов графства Кент, известный как Thanet, расположены в нескольких милях от берега, там, где относительно неглубоко. В то же время большинство проектов третьего этапа предусматривают строительство станций там, где глубина достигает более 25 метров, некоторые из них почти в 300 км от берега.

Станции, находящиеся далеко в неспокойном Северном море, должны выдерживать удары 9-метровых волн и ветра свыше 25 м/с.

Уже только доставка и установка необходимого оборудования является очень сложной задачей, поскольку не хватает достаточно больших судов для ее выполнения. В целом стоимость морских ветровых станций может быть втрое больше по сравнению с эквивалентными проектами на суше.

Морская ветроэнергетика является одним из самых дорогих способов решения проблемы выбросов углекислого газа, заявил в интервью The Wall Street Journal профессор Оксфордского университета Дитер Хельм (Dieter Helm), специалист по энергетической политике. По его мнению, самым эффективным по издержкам методом «декарбонизации» британской энергетики, по меньшей мере в краткосрочном периоде, будет переключение энергогенерирующих предприятий с угля на более чистый в сгорании природный газ.

Хельм полагает, что многие проекты третьего этапа не будут реализованы, поскольку компании лишь приобрели права по лицензиям, и от них не требуется застраивать эти проекты к определенной дате. Vattenfall, которая приобрела такую лицензию, уже выделила средства на исследования, получение разрешений и прочее, но строительство предполагает начать не ранее 2015 года.

Сторонники утверждают, что при высоких начальных издержках ветровые комплексы будут обходиться дешевле, чем станции, работающие на угле или природном газе, потому что ветер — бесплатный и неисчерпаемый ресурс.

Изначально британская инициатива была связана с саммитом ЕС 2007 года. Участницы блока обязались к 2020 году сократить на 20% выбросы и увеличить долю энергии из возобновляемых источников до 20%. Для некоторых стран это не очень трудная задача. Многие начали переключаться с традиционного ископаемого топлива после первого нефтяного шока 1970-х годов. Швеция стала опираться в значительной мере на гидроэнергетику, Франция — на атомную. Великобритании, которая наделена богатыми ресурсами нефти и газа в Северном море, не было необходимости что-то менять. В 2005 году из возобновляемых источников страна получала лишь 1,3% в общем объеме производимой энергии.

Вариант размещения ветроэлектростанций на суше часто встречал сопротивление местного населения и активистов, поэтому компании стали искать альтернативы в море. Первый подобный проект компании Clipper в 2000 году получил поддержку со стороны Crown Estate, организации по управлению королевским имуществом, владеющей участками морского дна.

Преимуществом было еще и то, что Великобритания накопила многолетний опыт разработки нефтяных и газовых месторождений в Северном море. Идея была в том, что нефтесервисные компании, которые монтируют вышки и трубопроводы, могут переключиться на установку ветровых турбин и линий электропередач. В британскую ветровую энергетику стали вкладывать средства крупные европейские компании, такие как немецкая E.ON, датская DONG Energy, испанская Iberdrola.

Были и определенные трудности. Хотя с развитием стоимость технологии ветроэнергетики снижалась, рост стоимости металлов и ослабление фунта стерлингов приводили к повышению издержек. Кризис 2008 года перекрыл финансовые потоки и заблокировал многие проекты.

Одна из самых сложных задач — найти судно для доставки необходимых конструкций и оборудования к месту монтажа. Издержки могут быть просто огромными. Для монтажа морской электроподстанции Vattenfall использовала новейшее судно «Станислав Юдин», аренда которого стоит 450 тысяч долларов в сутки. Несколько новых кораблей для перевозки тяжелых грузов сейчас строятся, в том числе один на корейской верфи. Но этого все равно недостаточно, их должно быть больше.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию