16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.46 / ₽ 8229
  • RTS1165.00
13 марта 2023, 16:03 Общество

Легенда свежая, сценарий старый: в «Сбере» предупредили о новом виде телефонного мошенничества

Лента новостей

В новой схеме злоумышленники представляются сотрудниками полиции или ФСБ и говорят о том, что сотрудник банка украл персональные данные клиента и теперь сам клиент может обвиняться в госизмене, затем просят перевести деньги

Фото: Сергей Коньков/ТАСС

Обновлено 17 марта в 17:33

В Сбербанке сообщили о новом виде мошенничества, когда злоумышленники по телефону обвиняют свою жертву в госизмене.

«Мошенники представляются сотрудниками полиции или ФСБ», — сообщает Сбербанк. И рассказывают, что сотрудник банка, в котором обслуживается клиент, украл его персональные данные и с его счета делает переводы в пользу армии Украины. Упор делается на то, что ответственность лежит на владельце карты и его могут обвинить в госизмене. Называется и возможный срок лишения свободы — до 20 лет», — уточнили в пресс-службе банка.

Такой звонок с применением социальной инженерии может вызвать тревогу и привести к необдуманным поступкам, считает член генсовета «Деловой России», руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнения судебных актов Екатерина Авдеева:

Екатерина Авдеева член генсовета «Деловой России», руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнения судебных актов «Если к звонкам со стороны псевдоправоохранительных органов в связи с заявлением ЦБ уже люди привыкли, то такой звонок, конечно же, вызовет большой стресс, панику и может спровоцировать необдуманные действия. Безусловно, люди будут взволнованы тем, что их денежные средства переводятся на совершенно противоправную деятельность, что им грозит суровое наказание. И, конечно же, они могут повести себя совершенно не так, как в привычной ситуации. Даже человек, который знаком с правоохранительной системой, может испытать панику. Эти мошеннические действия, в первый период по крайней мере, пока население не узнает о новой схеме, будут иметь эффект. Вот такие мошеннические действия расследуются крайне неэффективно. Зачастую не удается установить виновных лиц, очень часто не виден весь масштаб этих действий, потому что они представляют собой очень большое количество эпизодов».

После этого мошенники вынуждают жертву переводить свои средства на их счета и даже брать кредиты. По легенде, для того, чтобы вычислить «сотрудника» банка, укравшего персональные данные владельца карты. Легенда новая, сценарий старый, объяснил эксперт по информационной безопасности, генеральный директор Phishman Алексей Горелкин:

Алексей Горелкин эксперт по информационной безопасности, генеральный директор Phishman «Уже давно угрожают уголовной ответственностью, когда звонят и говорят, что Центробанк против вас завел уголовное дело. Люди не совсем изучают процессы в государстве и поэтому на это ведутся. Когда звонит как будто бы следак, это не ново, тут скорее про сам состав статьи. Это же используют не на защищенных членах общества, а на наиболее незащищенных, для общения с престарелыми гражданами, которые не совсем разбираются в современных процессах. Такая формулировка, во-первых, у них ассоциируется с советским прошлым, так еще и сейчас они настроены крайне патриотично и не хотят попадаться в подобные списки. Это стандартная схема не в плане ее исполнения, а в плане самого подхода. Злоумышленники всегда ищут что-то, что вызывает эмоции, потому что, когда включаются эмоции, думать довольно сложно. Если кто-то вам звонит и сразу начинает вас как-то кошмарить, пугать, как-то ограничивать во времени, что срочно нужно сделать, против вас заведено уголовное дело, первое, что надо сделать — бросить трубку, потому что как только вас начинают торопить, это значит, что вас пытаются загнать в некий тоннель, продуманный заблаговременно злоумышленником маршрут. Вам создают некое напряжение, говорят, все плохо, против вас завели уголовное дело, вы, там, изменник Родины, короче заводят вас в напряженную ситуацию. Потом дают выход из этой ситуации: если вы сейчас сделаете так-то, проблем не будет. У всех мошенников одинаковый сценарий, поэтому, если вы чувствуете, что на вас сильно давят, к тому же представляясь госорганами, я бы на вашем месте вешал бы трубку и ждал бы официальной повестки в суд. В нашем государстве никто по телефону вас никогда ни в чем не будет обвинять».

В Сбербанке рекомендуют быть внимательнее, дополнительно подключить уведомления о банковских операциях и следить за их историей. Там уточнили, что банк никогда не просит клиента продиктовать полный номер карты, трехзначный код на ее обороте или код из СМС.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию