16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.30 / ₽ 8227
  • RTS1178.69
10 марта 2023, 01:17 Политика

Грузинские власти уступили требованию улицы. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

На фоне протестов США и Европа неодобрительно высказывались о планах властей Грузии принять скандальный закон. Как будет развиваться ситуация?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Власти Грузии отозвали из парламента законопроект об иноагентах, который спровоцировал массовые протесты в стране. В акциях приняли участие несколько тысяч человек, которые пытались штурмовать парламент. Другим требованием протестующих было освобождение арестованных участников протестов. Чего ждать дальше?

Правящая партия «Грузинская мечта» в истории с принятием скандального закона явно не просчитала ситуацию и решила действовать с наскока. Хотя формально не «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили внесла законопроект в парламент, а отколовшаяся ранее от нее антизападная фракция «Сила народа». Но «Мечта» законопроект поддержала. Возможно, Иванишвили просто надоело, что оппозиционные пресса и НКО бесконечно полощут его имя в связи с разными финансовыми скандалами, в частности со счетами в Credit Suisse, а также подстрекают ЕС наложить на него санкции в связи с нейтральной политикой в отношении России, к санкциям против которой грузинское правительство не присоединилось.

Явно не ожидали власти и того, что оппозиция вбросит лозунг, что якобы законопроект списан с российского законодательства об иноагентах. Тогда как в Грузии антироссийские настроения, если говорить об отношении именно к политическому режиму, а не к россиянам, включая тысячи релокантов, достаточно сильны.

Между тем, присвоив законопроекту, который власти протолкнули в первом чтении сквозь драки в парламенте вызывающе поспешно, жупел «российского», оппозиция прибегла к явной спекуляции. Притом что большинство протестующих, судя по всему, не читали ни грузинский законопроект, ни тем более российское действующее законодательство. Потому как справедливости ради стоит заметить, что грузинский вариант намного мягче российского.

Изначально было разработано два альтернативных законопроекта об иноагентах — «грузинский» и «американский». Оба были направлены в Венецианскую комиссию при Совете Европы на отзыв — мол, какой там одобрят, такой и примем. Теперь, впрочем, оба отозвали. Согласно «грузинскому» варианту, СМИ и общественные организации, финансируемые из-за границы, должны регистрироваться в базе «агентов иностранного влияния» и обязаны подавать финансовую декларацию. Но раз в год, а не ежеквартально, как у нас. За уклонение — штраф до 9,5 тысячи долларов. В отличие от российских аналогов, установлен четкий порог определения «иноагентства» — не менее 20% от общего объема финансирования. Уголовной ответственности в этом варианте не было предусмотрено вовсе, не было и требования по маркировке продукции.

После того как с критикой законопроекта выступил Госдеп США (а авторы ссылались как раз на американский опыт, имея в виду американский закон о регистрации иностранных агентов FARA 1938 года), авторы законопроекта написали вторую версию, «американскую». Она представляет собой почти дословный перевод как раз американского FARA. Статус «иноагентов» расширили и на физлиц, получающих финансирование из-за рубежа, ужесточили наказание за повторные нарушения вплоть до тюремного заключения до пяти лет. Появилось и требование маркировки. Однако 7 марта в первом чтении был принят именно мягкий, «грузинский» вариант.

Ни в США, ни в ЕС не оценили творчество грузинских парламентариев. Из Брюсселя пошли заявления в том духе, что, мол, такой закон затормозит или вовсе приостановит вступление страны в ЕС. Заявка Грузии должна рассматриваться Еврокомиссией в октябре на предмет прогресса по 12 ключевым направлениям реформ, в числе которых соблюдение прав человека и принципов демократии. Картина массовых протестов и их разгона полицией еще сильнее ухудшила «картинку» происходящего для еврокомиссаров. Которые, не исключено, увидели в происходящем слабость нынешнего правительства Грузии — притом что президент страны Саломе Зурабишвили придерживается как раз четкой прозападной и антироссийской ориентации, — а одновременно и шанс поправить ситуацию в сторону все-таки присоединения Тбилиси хотя бы к некоторым антироссийским санкциям.

Верховный представитель Евросоюза по внешней политике Жозеп Боррель сказал, что грузинский законопроект об иноагентах противоречит стандартам ЕС. Официальный представитель Госдепартамента США Нед Прайс заявил, что в США «обеспокоены возможными последствиями принятия закона для свободы слова и демократии в Грузии», а посольство США в Тбилиси и вовсе назвало 7 марта черным днем для грузинской демократии. Наконец, содокладчики Парламентской ассамблеи Совета Европы по Грузии Клод Керн и Эдит Эстрелла призвали парламент Грузии снять принятие закона с повестки дня. Дуть против уже настолько сильного ветра «Грузинская мечта» не рискнула.

Удержит ли она теперь власть, тем более что некоторые уже заговорили о возможности очередной «цветной революции»? Пока не стоит спешить с такими выводами. Все-таки проблема иноагентов волнует далеко не все грузинское население, а достаточно узкую группу прозападных общественных деятелей, которые напрямую наряду с некоторыми СМИ и НКО действительно зависят от поддержки из-за рубежа. Протесты явно выглядят неорганизованно и могут теперь пойти на спад, если такой организации не получат. Они также не выглядят пока инспирированными из-за границы. Все эти проблемы грузинские власти придумали себе в основном сами и почти на ровном месте. В том числе дав теперь повод Евросоюзу усилить давление на Тбилиси по ряду других актуальных вопросов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию