16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1131.64
20 февраля 2023, 11:00 Компании

РБК: разовый взнос в бюджет может относиться к компаниям с прибылью выше миллиарда рублей

Лента новостей

Эти выплаты могут отразить в Налоговом кодексе как сбор. Сам бизнес отмечал, что вместо «добровольного сбора» предпочел бы увеличение налоговой нагрузки

Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Разовый взнос для бизнеса может коснуться компаний со средней прибылью выше миллиарда рублей. Об этом сообщило РБК со ссылкой на источники. Выплаты могут отразить в Налоговом кодексе как сбор, такой механизм уже есть в существующем законодательстве. Но детали еще обговариваются.

Сейчас обсуждается, за какой период прибыль компании должна превышать миллиард рублей: только за прошлый год или еще за 2021-й. Дискуссионным является вопрос, какое среднее значение брать для расчета — чистую или доналоговую прибыль. Согласно рейтингу РБК 500 от 2021 года, когда отчетность бизнеса еще не была закрытой, 245 крупнейших российских компаний зарабатывали больше миллиарда рублей в год. Эксперты отмечают, что, хотя для среднего бизнеса порог по выручке составляет 2 млрд рублей, такие компании крайне редко могут похвастаться прибылью размером в 1 млрд рублей и больше. Для этого должна быть очень высокая рентабельность.

Собеседники РБК, в том числе из РСПП, рассказали, что единовременную выплату бизнеса могут отразить в Налоговом кодексе как сбор. Он носит универсальный характер, и его должны будут уплатить все, кроме малых и средних предприятий. Понятие сбора в Налоговом кодексе определяется как обязательный взнос для всех, кто попадает под заданные критерии. Но так как власти ранее подчеркивали, что хотят сделать выплату добровольной, эта добровольность может быть прописана через формулировку «вправе», отмечают юристы.

Ранее глава Минфина Антон Силуанов говорил, что от сбора освободят компании нефтегазового сектора. Для этой отрасли уже и так действует повышенная налоговая нагрузка. Всего государство с помощью единоразового добровольного взноса планирует пополнить бюджет примерно на 300 млрд рублей. Комментирует главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин:

— В моем понимании, нет большой разницы, какую прибыль использовать для налогообложения. Разве что понятно, что в прибыль до налогов в теории должен попасть несколько более широкий круг компаний. Что касается самого критерия, занесут как взнос. Видимо, все-таки принято решение как-то его относительно автоматизировать. Потому что я не думаю, что даже была теоретическая возможность проговорить со всеми компаниями, которые имеют от миллиарда или около миллиарда рублей и больше прибыли. Скорее всего, этого будет маловато с точки зрения потребности бюджета.

— Сейчас обсуждается еще и вариант прописать в законе слово «вправе», чтобы сохранить эту самую добровольность.

— Это добровольные взносы, и по-хорошему нигде не надо прописывать. Хочешь — вноси, пожалуйста, на здоровье, какие проблемы. Даже вопрос с возможным налогообложением, если это как-то что-то искажает, каким образом можно спокойно урегулировать? Учти сразу налоги, которые подлежат, да и внеси поменьше, налогами доплатишь. Власти же не занимаются регулированием общих принципов благотворительности в стране или что-нибудь похожее, чтобы сразу предусмотреть на разные случаи жизни. Нет, конкретная ситуация, если есть конкретные желающие, не нужны никакие критерии, какая разница? Если пытаться как-то хитрить, собственно, что мы и видим, тогда действительно надо оформить, чтобы он стал добровольно-принудительным. Я вообще думаю, что в контексте той риторики, которая имела место, если за этот взнос захотят наказать санкциями, в публичном пространстве более чем достаточно разговоров о добровольности этого взноса, как его не прописали и не пропишут там уже, чтобы, не сильно глубоко вникая в детали, «наградить» за это каким-нибудь санкционным ограничением.

Природа налогов и сборов носит обязательный характер, принцип добровольности в этом случае — вопрос дискуссионный, отмечает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров:

— Налоговый кодекс обеспечивает исполнение конституционных обязанностей по уплате налогов и сборов. То есть именно те, которые относятся к конституционной обязанности. То есть обязанность и добровольность — это как бы два противоположных критерия. Внесение изменений подобного характера в Налоговый кодекс, мне представляется, что характер добровольности будет восприниматься как правоприменителями, так и судами иным образом. Помощь государству от налогоплательщиков или от любых лиц — это иная форма платежа, который не связан с обязательным характером ее исполнения.

— Если и вводить, добровольную помощь надо вводить отдельным федеральным законом?

— Отдельным федеральным законом, но я не вижу рационального зерна в этом потому, что федеральный закон существует именно для того, чтобы изымать имущество. Если это добровольный характер, то даже федеральный закон не нужен. Просто нужно правильно предусмотреть возможность для граждан и юридических лиц добровольно вносить соответствующие средства, наверное, на счета казначейства.

Сам бизнес неоднократно отмечал, что вместо «добровольного сбора» предпочел бы увеличение налоговой нагрузки.

При этом первый вице-премьер Андрей Белоусов ранее подчеркивал, что об увеличении налога речи не идет. Единоразовую выплату Белоусов сравнил с windfall tax, в дословном переводе — «доходы, принесенные ветром». «Дело в том, что финансовые результаты прошлого года были очень хорошие, и у многих компаний результаты были сильно в плюс», — объяснил первый вице-премьер. Государство обсуждает добровольный сбор для бизнеса на фоне масштабного дефицита бюджета.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию