16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.32 / ₽ 8159
  • RTS1173.68
13 февраля 2023, 01:40 Политика

Кто на какой стороне истории в олимпийском движении. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

На данный момент антироссийская олимпийская коалиция, выступающая против участия РФ и Белоруссии на Олимпиаде 2024 года, состоит из 35 стран, притом что в мире 206 национальных олимпийских комитетов. Глава МОК пока сопротивляется ультиматумам инициативной группы, но как долго он сможет это делать?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Президент Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах подверг критике вмешательство политиков западных стран в дискуссию о возможном допуске российских и белорусских спортсменов к Олимпиаде в Париже в 2024 году. По его словам, такие действия привели бы к прекращению проведения крупнейших турниров в текущем виде.

«Не правительствам решать, кто в каком спортивном состязании имеет право участвовать, поскольку в противном случае это стало бы концом международных соревнований, чемпионатов мира и Олимпийских игр в том виде, в каком мы их знаем», — заявил он.

Накануне представители 35 стран заявили, что будут требовать отстранения России и Белоруссии от участия в Олимпиаде-2024. В числе таких стран — крупнейшие западные спортивные державы, включая США, Великобританию, Германию, Францию и Японию. В оргкомитете Олимпийских игр — 2024 сообщили, что примут решение о допуске российских спортсменов в зависимости от постановления МОК. К чему дело идет?

Надо отдать должное главе МОК Томасу Баху. Несмотря на растущее сопротивление его предложению допустить в индивидуальном качестве спортсменов из России и Белоруссии до Олимпиады в Париже, он продолжает упорно отстаивать свое мнение. Хотя окончательное решение по этому вопросу МОК примет летом, дискуссия уже добралась до точки, когда стали рассуждать, кто на какой стороне истории находится.

По словам Баха, она, история, покажет, «кто больше делает для мира — те, кто пытается держать открытыми границы и взаимодействовать, или те, кто хочет изолировать и вносить раскол». Он также обратился к Украине с призывом отозвать свою угрозу бойкотировать Игры в случае участия россиян. Бах принципиален в том, что «спорт должен уважать права человека для всех спортсменов».

«Мы показали это в прошлом с большим успехом для олимпийского движения», — приводит он в пример решения МОК по допуску на Игры Северной и Южной Кореи, Израиля и Палестины, а также Косова. Ранее он же приводил в пример недавние соревнования по теннису Australian Open, где спортсмены из двух стран, попавших под эмбарго, успешно участвовали в личном качестве: мол, почему если это возможно на корте, то невозможно в бассейне или на стадионе?

Однако и сопротивление «правозащитной инициативе» МОК растет. На онлайн-совещании на днях представители правительств 35 стран, включая ведущие спортивные державы, снова потребовали продлить отстранение россиян и белорусов. К ним по видеосвязи обратился президент Украины Владимир Зеленский, повторивший тезис о 228 погибших в ходе военного конфликта украинских атлетов и о том, что такие действия со стороны России несовместимы с идеалами олимпийского движения. Впрочем, как следует из слов министра спорта Литвы Юргиты Шюгждинене, речь о бойкоте Игр в случае допуска россиян пока не идет: «Нам не нужен бойкот, потому что все страны единодушны в намерении отстранить россиян», — заявила она. Хотя 35 стран — это все же не полное единодушие, МОК признают всего 206 национальных олимпийских комитетов. Но 35 государств хотят додавить его пока без крайних мер.

В числе потребовавших отстранения россиян и белорусов оказались и США, представленные на указанном совещании помощником госсекретаря Ли Саттерфилдом, возглавляющим Бюро по делам образования и культуры Госдепартамента США. Хотя ранее новый глава Национального олимпийского комитета США Джин Сайкс, как и его предшественница Сьюзан Лайонс, поддержал идею возвращения российских спортсменов в нейтральном статусе на международные соревнования. Однако в Госдепе, чей представитель выступил как раз за отстранение россиян, считают иначе и обещают «продолжить консультации с нашим независимым Национальным олимпийским комитетом… о дальнейших шагах». Интересно было бы посмотреть на эти «консультации».

Зато в Чехии власти и Национальный олимпийский комитет полностью солидарны в том, что россиянам не место в Париже. «Мы знаем, что 70% российских спортсменов — военные», — внес новую ноту в дискуссии глава МИД Чехии Ян Липавский, добавив, что считает недопустимым участие «таких людей в Олимпийских играх в нынешней ситуации».

Это может стать важным дополнительным критерием для допуска, вернее, недопуска россиян, если до этого вообще дойдет дело. Похоже, зреет мнение сделать процедуру недопуска более изощренной. Направление указал министр спорта Польши Камиль Бортничук, отметивший, что, хотя большинство участников упомянутого совещания высказались за полное исключение россиян и белорусов — кроме Греции, Франции, Японии, — «компромиссным решением», по его словам, могло бы стать создание команды беженцев, в которую вошли бы, как он выразился, «российские и белорусские диссиденты». Слово «диссиденты» тут явно подразумевает именно «политический фильтр».

Министр спорта России Олег Матыцин уже, по сути, предсказал ответную реакцию Москвы на такой вариант, назвав предложение Польши о допуске россиян на Олимпиаду в статусе беженцев попыткой унизить спортсменов.

В свою очередь олимпийская чемпионка, депутат Думы Светлана Журова со свойственной ей прямотой более откровенно предположила, что российские спортсмены могут отказаться от участия в Олимпиаде, если МОК предъявит неприемлемые требования. Скажем, потребует заявления о неподдержке СВО, Путина и того, «что происходит в моей стране».

Судя по всему, к такому варианту дело и идет. Зато Томас Бах, который вряд ли сможет полностью проигнорировать мнение 35 спортивных держав, в том числе почти всех ведущих, потом всегда может сказать, что он хотя бы попытался.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию